Психолого-педагогические аспекты социальной реабилитации
|
|
toipkro | Дата: Среда, 30.09.2009, 11:31 | Сообщение # 1 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 16
Статус: Offline
| Уважаемые коллеги! Наш форум расссчитан на широкий обмен идеями, мнениями и опытом по проблеме, связанной с психолого-педагогическими аспектами социальной реабилитации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья
|
|
| |
ivlyakova | Дата: Среда, 30.09.2009, 16:55 | Сообщение # 2 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 9
Статус: Offline
| Актуальной проблемой современного российского общества является реабилитация детей с нарушениями в развитии, теми, кого в современной педагогической литературе называют «дети с особыми образовательными потребностями». Одной из составляющих реабилитационной системы является педагогическая реабилитация, которая осуществляется с помощью особой организации учебно-воспитательного процесса. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно – развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия для получения равного с нормально развивающимися детьми образования, коррекцию нарушений развития, лечение и оздоровление, социальную адаптацию. В процессе специального образования создаются адекватные условия обучения и воспитания детей, их социальной реабилитации, проводятся лечебно – профилактическая и оздоровительная работа, коррекция недостатков развития, общеобразовательная, трудовая и начальная подготовка. При проведении вариативных форм обучения обеспечиваются необходимые образовательные условия. Интеграция не противопоставляется системе специального образования, а выступает как одна из альтернативных форм внутри системы. Интеграция сближает две образовательные системы – общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними. Следующая составляющая реабилитационной системы - трудовая (профессиональная) реабилитация, направленная на восстановление трудоспособности в доступных и показанных человеку с ограниченными возможностями по состоянию здоровья видах и условиях труда, а также достижения им материальной независимости и самообеспечения. Таким образом, достигается социальная адаптация человека с ограниченными возможностями. Задача специальной (коррекционной) школы заключается в правильной ориентации учащихся в профессиональном отношении, для того, чтобы войти в жизнь достаточно подготовленными, найти свое место и продуктивно трудиться в производственных коллективах Социальные изменения в обществе повлияли на содержание трудового обучения и вызвали необходимость корректировки программы трудового обучения, с целью реализации вопросов трудовой адаптации выпускников специальных школ. Однако в современных условиях крайне неблагоприятно складываются обстоятельства социально-бытовой адаптации в плане трудоустройства, причем не всегда причина тому – отсутствие рабочих мест. Выпускники специальных (коррекционных) учреждений нуждаются в особой помощи в обеспечении их права на трудовую занятость. К сожалению, без организации специальной поддержки выпускники коррекционных учреждений не в состоянии выдержать конкуренцию на рынке труда, часто не способны на самостоятельное трудоустройство даже на доступные им рабочие места. Таким образом, выпускники специальных (коррекционных) учреждений нуждаются в специально организованном сопровождение в виде наставничества на рабочем месте или продолжение обучения в специальных коррекционных группах профессиональных училищах. Перед системой специального образования встают вопросы: Как же можно модифицировать ту систему отношений с миром, в которую включается или будет включаться ребенок за стенами школы? Как построить работу с родителями, чтобы они были активно и эффективно включены в процесс развития своего малыша? Как построить отношения с другими социальными институтами: массовой школой, службой занятости и.т.д.? Как возможно готовить детей к активной социальной жизни уже в стенах школы, как моделировать социальные отношения? Приглашаем Вас, принять участие в обсуждении данной проблемы. С уважением, Кожевникова И.В.,зав кафедрой педагогики и психологии ТОИПКРО.
|
|
| |
chichkanova | Дата: Четверг, 01.10.2009, 10:32 | Сообщение # 3 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 8
Статус: Offline
| Актуальность поиска новых подходов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья определяется большим количеством несовершеннолетних данной категории, по данным Министерства здравоохранения и социального развития общая численность детей-инвалидов в России составляет 545 тысяч человек. Все большее внимание уделяется социальной реабилитации, т.к. на фоне проблем со здоровьем появляется целый комплекс иных проблем (с самооценкой, в самореализации, в общении и т.д.), преодолеть которые только медицинскими мерами невозможно, но вполне решаемо педагогическими и социальными. Реабилитация (франц. rehabilitation от лат. re врозь + habilis удобный, приспособленный) рассматривается как комплекс медицинских, психологических, педагогических, и других мер по восстановлению независимости, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными возможностями здоровья в результате перенесённых (реабилитация) или врожденных (абилитация) заболеваний и травм. Цель реабилитации одна – максимально возможное восстановление жизнедеятельности, обеспечивающего равные возможности, а путей ее достижения существует множество. Уважаемые коллеги! Ваш опыт и Ваше мнение по вопросам социальной реабилитации могут быть интересны и полезны как специалистам, так и родителям детей с ограниченными возможностями здоровья. Чичканова Е.Л., доцент ТОИПКРО.
|
|
| |
chichkanova | Дата: Пятница, 02.10.2009, 11:53 | Сообщение # 4 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 8
Статус: Offline
| Статья О.В, Бородулиной дефектолога филиала МУ КЦСОН Октябрьского района г. Тамбова посвящена вопросам развития моторики у детей с огрнаиченными возможностями здоровья. В материалх специалиста описан практический опыт работы в данном направлении.
Прикрепления:
...doc
(28.0 Kb)
Сообщение отредактировал chichkanova - Пятница, 02.10.2009, 11:57 |
|
| |
chichkanova | Дата: Пятница, 02.10.2009, 13:19 | Сообщение # 5 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 8
Статус: Offline
| Н.В. Нефедова: "Логопедическая работа в реабилитационном центре имеет свои специфические особенности. Группа детей, с которой работает логопед, не только разновозрастная, но и разнородная по преобладающим дефектам. Речевые нарушения входят в состав основных тяжелых неврологических и писхосиндромов." С этими и другими специфическими особенностями логопедической работы в условиях реабилитационного центра можно познакомиться в статье логопеда МУ КЦСОН Октябрьского района г.Тамбова
|
|
| |
chichkanova | Дата: Пятница, 02.10.2009, 13:25 | Сообщение # 6 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 8
Статус: Offline
| О.А. Моисеева Реабилитационный Центр для детей с ограниченными возможностями существует в своем сегодняшнем статусе уже 3 года. Он рассчитан на присутствие 30 человек детей в возрасте от 3-х до 18-ти лет. Все наши воспитанники имеют инвалидность и достаточно серьезные медицинские диагнозы. Раньше детей с такими медицинскими диагнозами признавали не обучаемыми. Большинство детей – не говорящие, с тяжелыми эмоциональными, двигательными и сенсорными нарушениями. Более подробно о работе реабилитационного центра вы можете ознакомиться в авторских материалах. Возможно, Вы захотите поделиться собственным опытом..
|
|
| |
belakurganova | Дата: Пятница, 02.10.2009, 18:17 | Сообщение # 7 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Статус: Offline
| Безусловно, деятельность специалистов вашего цетра востребована и актуальна. Являясь психологом детской поликлиники,я провожу индивидуальную коррекционную работу с детьми с ОВР, а для более успешной социализации обязательно нужны и групповые занятия. Хотелось бы узнать координаты вашего центра или способ связи с вами. Спасибо.
Курганова Бэла
|
|
| |
TamaraDmitrievna | Дата: Воскресенье, 04.10.2009, 20:12 | Сообщение # 8 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
| Работая с детьми с умеренной умственой отсталостью на протяжении 12 лет, могу с уверенностью сказать, что для данной категории учащихся типовых министерских программ, учебников нет. Обучение их затрудненно. Разрабатываем свои авторские. По выходу из специального образовательного учреждения учащиеся показывают хорошие результаты и могли бы приносить посильную пользу обществу. Поэтому для них должны быть организованны специальные цеха, мастерские (возможно и при образовательном учреждении, где выпускники могли бы быть заняты посильным трудом: клеить коробки, обрезать материалы, работать нянями в больницах и т.п.) Но на сегодняшний момент, дети данной категории выходят из стен специального (коррекционного) учреждения в «никуда». Считаю, что проблема создания мест трудоустройства детей с умеренной умственной отсталостью, должна решаться на федеральном уровне. Клюева Т.Д., учитель начальных классов "Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения"
Сообщение отредактировал TamaraDmitrievna - Воскресенье, 04.10.2009, 20:14 |
|
| |
Gorshneva | Дата: Воскресенье, 04.10.2009, 20:21 | Сообщение # 9 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
| Как возможно готовить детей к активной социальной жизни в школе? Жизненное пространство умственно отсталого ребенка в силу специфических особенностей его развития ограничено, замкнуто. Вследствие этого возникает необходимость расширения социального пространства. Одним из важнейшх принципов обучения и воспитания таких детей является принцип расширения социальных связей. Такую возможность дают уроки по СБО (социально-бытовая ориентировка): проведение познавательных экскурсий (музеи, театры и др. ). В процессе таких экскурсий возникает познавательная активность учащихся, повышается уровень их социальной адаптации, что позволяет в дальнейшем интегрироваться в общество. Горшнева Г.А., учитель начальных классов «Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения»
|
|
| |
Stupnikova | Дата: Воскресенье, 04.10.2009, 20:27 | Сообщение # 10 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
| Дети с ограниченными возможностями здоровья зачастую являются изгоями не только в детских коллективах, но и в обычной жизни. Эта проблема является проблемой всего общества. Поэтому необходимо у детей обычных вырабатывать культуру поведения, развивать такие качества, как человеколюбие, терпимость, милосердие уже в начальной школе. Может быть, надо устраивать какие-либо совместные мерорприятия, в которых смогут принять посильное участие и дети с ограниченными возможностями здоровья. Либо активнее включать волонтерские отряды в работу с такими детьмя, как в учебное время, так и во время каникул. Возможно так же в летнее время обращаться в службу занятости для временного устройства на работу старшеклассников с ограниченными возможностями. На мой взгляд это тоже будет способствовать трудовой адаптации выпускников специальных школ. Ступникова Т.В., социальный педагог «Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения».
|
|
| |
Averyanova | Дата: Воскресенье, 04.10.2009, 20:34 | Сообщение # 11 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
| Что бы дети с ограниченными возможностями здоровья могли бы заниматься общественно полезным трудом, общество тоже должно помочь их адаптации за стенами школы: организовать специальное сопровождение в виде наставничества на рабочем месте, продолжить обучение в специальных группах проф.училищ, а служба занятости должна трудоустраивать на хорошие места. Аверьянова Н.В., учитель начальных классов «Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения».
|
|
| |
MoschenkoNV | Дата: Воскресенье, 04.10.2009, 20:40 | Сообщение # 12 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
| Безусловно, проблема интегрированного обучения имеет свои положительные и отрицательные стороны. Хорошо, что дети с ограниченными возможностями здоровья не будут изолированы от общества сверстников. Но может ли общеобразовательная школа принять детей с проблемами в развитии, организовать для них коррекционный образовательный процесс без специалистов-дефектологов? Как психологически совместить разные группы детей? На мой взгляд, наша школа еще не готова к такой интеграции. Ребенок с ограниченными возможностями не будет испытывать психологический комфорт, попав в коллектив общеобразовательной школы. В коррекционных ОУ созданы щадящие условия обучения, работают педагоги, знающие особенности работы с такими детьми, предусмотрен усиленный индивидуальный подход к ребенку, учет его психофизических особенностей, используется специальная программа обучения. Здесь же занимаются подготовкой детей к социальной адаптации через трудовое обучение, экскурсии на производство, участие в областных конкурсах и общение со сверстниками в рамках совместных мероприятий в детской библиотеке, в центре развития творчества детей ит.п. Проблема социализации детей с ограниченными возможностями развития необходимо решать на всех уровнях: от муниципального до федерального. И совершенно необязательно вводить интеграцию в обучение. Если будут созданы специальные производственные площади для работы выпускников коррекционных ОУ, если реальную помощь в трудоустройстве будут оказывать центры занятости, то сама жизнь смоделирует социальные отношения таких детей после окончания школы. Н.В. Мощенко, зав. организационно-методическим отделением «Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения».
|
|
| |
chichkanova | Дата: Вторник, 06.10.2009, 11:28 | Сообщение # 13 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 8
Статус: Offline
| СКРЯБИН НИКОЛАЙ КУЗЬМИЧ считает, что главным направлением социально- педагогической реабилитацией детей с ОВЗ, в том числе и профориентационной работы, я считаю, воспитание у учащихся интересов и склонностей к столярному делу с учётом их потенциальных возможностей на основе коррекционного характера обучения. Многолетняя практика показывает, что при соблюдении единства известных принципов спе-циального (коррекционного) образования: педагогического оптимизма, коррекционно-компенсирующей направленности и деятельного подхода при обучении и воспитании, а также реализации дифференцированного и индивидуального подхода, можно достичь определённых результатов в работе с детьми с огра-ниченными возможностями здоровья. В нашей школе-интернате обучение столярному делу начинается с 5 класса по типовой программе, частично изменённой и дополненной с/х трудом. В ходе её реализации решаются следующие задачи: • профессиональная ориентация учащихся на специальность (воспитание положительного отношения к изучаемой профессии); • формирование профессиональных навыков и общетрудовых умений вы-полнения операций ручным и частично машинным способом; • воспитание трудолюбия и необходимых в труде нравственных качеств личности; • исправление (коррекция) психофизических недостатков. В решении поставленных задач я использую практико-ориентированный подход. Он позволяет использовать активные методы обучения и воспитания на различных этапах педагогического процесса. В ходе обучения используется широкий спектр активных дидактических методов: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, эвристический и другие. Скрябин Николай Кузьмич, учитель трудового обучения ТОГУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), «Горельская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Сообщение отредактировал chichkanova - Среда, 07.10.2009, 11:27 |
|
| |
ivlyakova | Дата: Вторник, 06.10.2009, 12:00 | Сообщение # 14 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 9
Статус: Offline
| Уважаемый Николай Кузьмич! Я продолжу Вашу тему. Подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к труду - это важнейшая составляющая комплекса мероприятий, направленных на формирование целостной личности, обладающей качествами, необходимыми для успешной интеграции в социально-экономическую жизнь общества. Положительных сдвигов в подготовке к труду детей данной категории можно достичь только при положительном отношении ребенка к тому, что предлагает взрослый, если ребенок принимает предложение взрослого как собственное, как необходимое. Трудовое воспитание и обучение призвано формировать у ребенка с ранних лет положительную мотивацию к трудовой деятельности и людям труда, развивать такие качества, как: трудолюбие, инициативность, активность, находчивость, коммуникативные и другие свойства, составляющие основу современной личности. Уважаемые коллеги! А какие современные технологии используются в процессе социально-педагогической реабилитации детей с ОВЗ в образовательных дошкольных учреждениях? Ивлякова Т.А., зав. лабораторией коррекционной педагогики и социальной адаптации ТОИПКРО.
|
|
| |
ivlyakova | Дата: Вторник, 06.10.2009, 14:32 | Сообщение # 15 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 9
Статус: Offline
| Митрофанова С.Н., педагог-психолог ТОГУ «ОПМПК», продолжает тему о работе реабилитационных центров. Она несколько лет работала педагогом-психологом в реабилитационном центре «Росинка» для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, расположенного на территории Тамбовской области, п. Н-Ляда. Проблемной стороной детей с ограниченными возможностями является определенная замкнутость, отсутствие возможности более широкого общения детей – инвалидов со здоровым окружением, что накладывает отпечаток на уровень социализации детей, затрудняет их адаптацию в обществе. Такие проблемы лучше решаются в реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями. Реабилитационный центр «Росинка» для детей и подростков с ограниченными возможностями государственное социально-реабилитационное учреждение системы социальной защиты населения Тамбовской области, предназначен для оказания комплексной помощи детям и подросткам, нуждающимся в помощи. Центр «Росинка» занимает особое место в системе данных учреждений. Основная идея центра – полноценная интеграция и адаптация детей с ограниченными возможностями в среде здоровых детей – обеспечивает особый реабилитационный эффект. Показателем может служить число детей, выбывших из центра с улучшением здоровья и психологического состояния (до 90%). Эффективность функционирования реабилитационного центра достаточно высока. Многие дети, пройдя здесь соответствующий реабилитационный курс, избавляются от имевшихся ранее серьезных комплексов, связанных с нарушением опорно-двигательной системы, дефектами речи и т.п. Это позволяет им начать или продолжить обучение в обычной массовой школе. В социально-реабилитационной работе дополняются новые дополнительные функции – возвращение детей с физическими и психическими ограничениями из «плена» функциональной и социальной ограниченности в полноценную общественную жизнь.
Сообщение отредактировал ivlyakova - Среда, 07.10.2009, 11:31 |
|
| |