Воспитатель МДОУ детского сада комбинированного вида №62 "Огонек"
Монакова Ирина Знагитовна, город Тамбов. Одно из основных условий нормального развития ребенка дошкольного возраста - своевременное и полноценное формирование речи. Любое нарушение и любая задержка в ходе развития речи ребенка сказывается на его поведении и его деятельности. Очень важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения чтению и письму так, как письменная речь формируется на основе устной.
Родители испытывают затруднения, которые появляются при обучении их ребенка, у них возникает множество вопросов: почему ребенок пропускает буквы при письме, при чтении пропускает в словах слоги. Необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников- тесная взаимосвязь в работе педагогов и родителей, выполнение рекомендаций родителями, которые дают им педагоги. Участие родителей в речевом развитии ребенка начинается с первых дней прибывания ребенка в саду. Родители должны включаться в жизнь группы, не должны находиться в стороне от проблем своих детей. Дети должны ощущать поддержку, понимание родителей. Родители должны реально оценивать состояние здоровья своего ребенка, своевременно обращаться к специалистам за консультацией.
В пятилетнем возрасте детей проверяют специалисты-логопеды так, как именно в этом возрасте завершается становление речи. Но это не говорит о том, что в более раниий период не надо оказывать ребенку разностороннюю помощь, которая предупреждала бы от возможных расстройств речи.
Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем они могут испытывать закомплексованность, которая будет мешать учиться, в полной мере раскрывать свои способности. Родители стараются, как можно раньше научить ребенка читать и писать, но развитие речи сложный процесс и нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте. Освоение письменной формы является лишь составной частью. Без правильного звукопроизношения, без развитого речевого слуха невозможно овладеть качественно чтением и письмом. Овладение грамотой подразумевает серьезную предшествующую работу по речевому и языковому развитию детей.
Родители должны понимать, что перед ДОУ и семьей стоят единые задачи развития детей. Педагоги проводят обследование состояния речи каждого ребенка группы(звукопроизношение, речевой слух, словарь, грамматический строй речи, связанная речь, мелкая моторика рук). Для выявления уровня речевого развития на начало учебного года. Исходя из этого планируется работа педагогов по развитию речи детей. Результаты обследования доводятся до каждого родителя в индивидуальной беседе. Для
последующего взаимодействия в вопросах речевого развития необходима поддержка родителей. В беседе родители узнают о слабых и сильных сторонах речи ребенка, о пути оказания помощи ( если это необходимо) в развитии речи и дальнейшегог его совершенствования. Распределяются обязанности между детским садом и семьей. Объем работы зависит от уровня речевого развития, от сложности речевых недостатков, от состава семьи, от желания родителей участвовать в мероприятиях по развитию речи своего ребенка. Воспитатель должен доходчиво объяснить о роли родителей, о сложности процесса и целостности процесса формирования речи.
К беседе необходимо привлекать логопеда детского сада. Беседы, анкетирования позволят учесть пожелания родителей,определить наиболее оптимальные формы взаимодействия детского сада и родителей. Родители должны быть не зрителями, а участниками процесса формирования речи. Для совместной работы педагогов и родителей по речевому развитию можно проводить совместные игры детей с родителями, выпускать в детском саду газету для родителей, где будут даваться в доступной форме советы родителям, разъяснение значения той или иной работы по развитию речи детей, знакомство с дидактическими играми, которые родители смогли бы проводить с детьми по дороге из детского сада домой, дома.
Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с семьей – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников.