Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования
Психолого-педагогические аспекты социальной реабилитации - Страница 2 - Форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 2 из 3«123»
Модератор форума: toipkro 
Форум » Тематические форумы » Социально-педагогическая реабилитация детей с ОВР » Психолого-педагогические аспекты социальной реабилитации
Психолого-педагогические аспекты социальной реабилитации
ivlyakovaДата: Среда, 07.10.2009, 11:48 | Сообщение # 16
Группа: Модераторы
Сообщений: 9
Репутация: 0
Статус: Offline
В своей статье Сысоева И. В., логопед, детского сада «Золушка» г. Тамбова,
рассматривает "проблему воспитания и обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья". "Наконец и наше общество понемногу начинает поворачиваться лицом к людям с ограниченными возможностями здоровья. Раньше дети с различными отклонениями содержались, да и сейчас содержатся в различных учреждениях практически закрытого типа. Это привело к почти полному исключению семьи из процесса воспитания и образования ребенка, искусственной его изоляции, что не способствует его последующей адаптации в общество."
Подробнее с рассуждениями Сысоевой И.В.можно познакомиться в авторской статье.
Прикрепления: 2557163.doc(26Kb)
 
chichkanovaДата: Четверг, 08.10.2009, 10:17 | Сообщение # 17
Группа: Модераторы
Сообщений: 8
Репутация: 0
Статус: Offline
Уважаемая Инга Владимировна, замечательно, что педагог обычного дошкольного образовательного учреждения обращает внимание на проблему социальной адаптации и ранней социализации детей-инвалидов! Обычно эти вопросы волнуют только педагогв, непосредственно работающих с детьми данной категории или родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Эта тенденция ярко видна даже по составу участников нашего форума. Однако данная проблема может быть решена только при участии педагогов общеобразовательных учреждений, куда и интегрируются дети-инвалиды.
Благодарим за участие!


Сообщение отредактировал chichkanova - Четверг, 08.10.2009, 10:19
 
0903709Дата: Четверг, 08.10.2009, 21:32 | Сообщение # 18
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Тему продолжает Юрьева С.В.-заместитель директора по ВР школы-интерната 1 вида.
Работа по созданию адекватных условий для обучения и воспитания детей с нарушениями слуха ведётся с момента поступления ребёнка в школу и продолжается весь период обучения.
Развитие личности и самосознания детей с нарушениями слуха , речи, зрения обусловлено трудностями в общении с окружающими людьми, с замедлением процесса переработки информации.
Нарушение словесного общения частично изолирует таких ребят от окружающих , создаёт определённые трудности в усвоении социального опыта. Также детям с нарушениями слуха недоступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки у них происходит отставание в развитии, что приводит к затруднениям в осознании своих и чужих эмоциональных состояний. Более позднее приобщение к литературе, искусству обедняет мир эмоциональных переживаний неслышащих детей.
Но надо сказать, что благоприятно влияет на эмоциональное развитие этих детей их внимание к выразительной стороне эмоций, использование мимики, выразительных жестов в процессе общения.
Из-за патологии нервной системы состояние психической функции у многих детей болезненно и очень чувствительно к неблагоприятным воздействиям внешней среды.
Начиная с детского сада и подготовительного класса, мы в школе- интернате 1 вида стараемся создавать адаптированную среду обучения и воспитания, чтобы дети находились в благоприятной психологической обстановке, при щадящем режиме и посильных нагрузках.
Для этой цели во второй половине дня создана сеть кружков и секций, работа которых направлена на развитие творческих, спортивных, интеллектуальных возможностей, формирование положительных эмоций.
Дополнительное образование предоставляется воспитанникам на бесплатной основе и реализуется по трём направлениям: спортивно- оздоровительное, художественно – эстетическое и интеллектуальное. В школе функционирует 14 кружков и спортивных секций.
Программы дополнительного образования полностью адаптированы и рассчитаны на детей с нарушениями слуха, речи и зрения.
Адаптированные программы дополнительного образования и воспитания позволяют использовать широкие возможности для развития наших детей в физическом, художественно-эстетическом, интеллектуальном направлении.
Во внеурочной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья используются разнообразные занятия изобразительного и художественно-прикладного характера: рисунок, графика, батик, мягкая игрушка, драматизация, занятия ритмикой танцами, жестовым пением.
Спортивно-оздоровительное направление реализуют секции ЛФК, ОФП, дзюдо, футбола. Интеллектуальное направление – шахматно-шашечный кружок.
Исходя их того, что дети обучаются и воспитываются в школе-интернате и их социальное общение ограничено, важной задачей является создание условий для полноценной социальной адаптации ребёнка в общество.
Включение детей и подростков с нарушениями слуха в систему дополнительного образования- при условии сотрудничества с внешней социокультурной средой, образовательными и общественными учреждениями, создаёт условия для эффективного решения проблемы социальной адаптации через процесс творческой и спортивной деятельности.
Детям важен не только результат собственной деятельности, но и то чтобы этот результат был социально признаваем - это повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я -концепции» и повышению уверенности в себе.
Социальная ориентация и адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья – это серьёзная и сложная задача.
Если нарушение слуха является врождённым, начинать подобную работу следует с раннего детства, когда ребёнок только начинает открывать для себя и познавать окружающий мир.
У него должно быть достаточно времени , чтобы адаптироваться в этом мире, не потеряв интереса к познанию.
Задачей педагогов становиться научить воспитанника такому приспособлению, обеспечить нормальный психологический фон процесса адаптации.


сюрьева

Сообщение отредактировал 0903709 - Четверг, 08.10.2009, 21:51
 
tashaДата: Воскресенье, 11.10.2009, 12:42 | Сообщение # 19
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
Уважаемая Татьяна Александровна! Продолжая диалог по теме форума, хочу сказать, что все это в полной мере относится и к школам 1 и 2 вида.
Основная задача, стоящая перед нашей школой сейчас - создание условий и оказание помощи в социальной реабилитации и адаптации детей с недостатками слуха, подготовки их к полноценной жизни в обществе. Поэтому, использование, наряду с другими новыми технологиями, информациолнных технологий в специальном образовании, становится актуальной задачей.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) расширяют возможности учителей, которые работают с неслышащими детьми. Учат детей самостоятельному поиску, анализу, представлению и передачи информации. Применение ИКТ в коррекционном обучении призвано сочетать и реализовывать обучающие, развивающие и коррекционные цели. На мой взгляд, наиболее распространенными в работе учителей школы -интерната 1 вида является применение мультимедийных технологий и проектных методов, что обеспечивает преобладание наглядных средств, рациональное дозирование учебного материала, систематическую словарную работу, использование адаптированных текстов и растянутость обучения во времени.
Таким образом, применение ИКТ является необходимым и современным условием преподавания в школе 1 вида.
Красникова Н.А., учитель -дефектолог высшей категории "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа -интернат 1 вида"


Сообщение отредактировал tasha - Воскресенье, 11.10.2009, 12:53
 
ivlyakovaДата: Понедельник, 12.10.2009, 09:21 | Сообщение # 20
Группа: Модераторы
Сообщений: 9
Репутация: 0
Статус: Offline
Тему социально-педагогической реабилитации, интеграции детей с ОВЗ в образовательных дошкольных учреждениях продолжает доцент кафедры педагогики и психологии ТОИПКРО Самородова А.П.
Интеграция - это сложный структурный процесс, требующий: обучения детей рассматривать любые явления с разных точек зрения; развития умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; формирования у детей способности самостоятельно проводить исследования; развития у них желания активно выражать себя в деятельности. Интегрированный подход способствует переосмыслению общей структуры организации воспитательно-образовательного процесса, специальной подготовке детей к процессу восприятия, понимания и осмысления информации (позиций науки, истории развития культуры, особенностей разных искусств, окружающей природы), формирование у обучающихся понятий и представлений о взаимодействии всего и вся в мире, как едином целом. Педагогический смысл интегрированного преподавания состоит в том, что оно предполагает планировать специальные занятия по теме, общей для нескольких разделам, которые могут проводиться разными педагогами в разное время. Главное, что делает занятие интегрируемым – это заложенная в нем перспективная цель всего раздела и конкретные задачи, спланированные несколькими педагогами, осуществляющими воспитательно-образовательный процесс. В отличие от “межпредметных связей” интеграция предполагает решение единой педагогической задачи обучения и развития несколькими педагогами, работающими в одной группе.
В комбинированных дошкольных учреждениях рекомендуется осуществлять интеграцию дошкольников с нарушенным слухом в сообщество нормально слышащих детей. Работа по интеграции детей с нарушенным слухом способствует не только поиску более эффективных путей социальной реабилитации
На сегодняшний день смешанные группы являются наиболее эффективными для детей с нарушенным слухом в комбинированных детских садах. В смешанной группе формируется единый детский коллектив, имеющий общие интересы. Дети тесно контактируют друг с другом в режимных моментах, на занятиях, в процессе подготовки соревнований, досугов, праздников, развлечений. Дети с нарушенным слухом, посещая специальные группы имеют меньше возможности «раскрыться», так как им не за кем «тянуться» нет постоянной возможности общения со слышащими сверстниками. В смешанной группе дети с нарушенным слухом быстрее «раскрываются» раньше начинают говорить, так как для них важна возможность нахождения и общения в среде говорящих детей.
В смешанных группах реализуется модель постоянной, но не полной интеграции, при которой дети постоянно воспитываются в одной группе, но часть занятий для детей с нормальным и нарушенным слухом проводится раздельно. В первую половину дня педагоги организовывают занятия таким образом, что дети с нарушенным слухом работают вместе с сурдопедагогом, а слышащие дети занимаются с воспитателем. Во второй половине дня воспитатель проводит занятие с детьми всей возрастной группы. Музыкальные и физкультурные занятия рекомендуется проводить совместными. Такая организация воспитания и обучения позволяет принимать в смешанные группы детей с нарушенным слухом, еще не владеющих речью.
Работа по интеграции детей с нарушенным слухом способствует не только поиску более эффективных путей социальной реабилитации неслышащих детей, но и нравственному воспитанию слышащих дошкольников.
 
ivlyakovaДата: Понедельник, 12.10.2009, 17:01 | Сообщение # 21
Группа: Модераторы
Сообщений: 9
Репутация: 0
Статус: Offline
Т.П.Евсеева, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ №5 имени Ю.А.Гагарина, г. Тамбова, освещает в своей статье "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ПОДРОБНЫМ ИЗЛОЖЕНИЕМ В КЛАССЕ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ"тему интегрированного обучения детей с ОВЗ.
" В задачи обучения и воспитания слабовидящих детей входит обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, коллективом, осознанного выполнения социальных норм и правил. Социальная адаптация открывает слабовидящим возможность активного участия в общественно полезной жизни. Важнейшую роль в процессе компенсации слепоты играет речь.
Хорошо развитая речь как средство коммуникации приобретает для слабовидящих особо важную компенсаторную роль в общении. Она является важным условием развития познавательной деятельности слабовидящих выпускников, основой для их интеллектуального развития."
С опытом работы учителя можно познакомиться в авторской статье.
Прикрепления: 2923413.doc(35Kb)
 
ЗенинаДата: Вторник, 13.10.2009, 18:57 | Сообщение # 22
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Адаптивный спорт как вид адаптивной физической культуры предназначен для удовлетворения комплекса потребностей человека с отклонениями в состоянии здоровья. Главной целью адаптивного спорта является максимально возможная самореализация детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья в социально приемлемом виде деятельности, повышение их реабилитационного потенциала и уровня качества жизни.
В муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей специализированной детско-юношеской спортивной школе № 1 города Тамбова организуются занятия учащихся с ограниченными возможностями здоровья с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья таких обучающихся.
В спортивной школе обучается 96 учащихся с отклонениями в состоянии здоровья – на отделении греко-римской борьбы, дзюдо, полиатлона, легкой атлетики, спортивной аэробики и танцев.
Воспитанники школы, Заслуженные мастера спорта, Валентин Кузнецов и Игорь Тарасов в настоящее время работают тренерами-преподавателями в первой спортивной школе на отделении дзюдо и греко-римской борьбы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Звание «кандидата в мастера спорта» имеют 13 человек, I спортивный разряд – 4 человека.
Учащиеся отделения греко-римской борьбы и дзюдо регулярно участвуют в соревнованиях различного уровня и показывают высокие результаты на первенствах и чемпионатах России, Европы, Мира и Олимпийских играх.
Лучшие спортсмены МОУ ДОД СДЮСШОР № 1 стали обладателями грантов Администрации Тамбовской области. Среди них были пять обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья: Долгашов Александр, Желтухин Евгений, Лаушкина Виктория, Тарасов Владислав, Тарасова Ольга.
МОУ ДОД СДЮСШОР № 1 оказывает поддержку и помощь в организации и проведении соревнований различного уровня: в марте 2008 года на базе спортивной школы был проведен чемпионат России по греко-римской борьбе среди инвалидов по слуху.
В 2008 году СДЮСШОР№1 и ТРО ОООИ АМИР «Аппарель» заключили договор о совместном сотрудничестве. Проводятся совместные спортивно-массовые мероприятия, учебно-тренировочные занятия, досуговые мероприятия и спортивные праздники с целью привлечения детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Активные физкультурно-спортивные занятия, участие в спортивных соревнованиях являются формой так остро необходимого общения, восстанавливают психическое равновесие, снимают ощущение изолированности, возвращают чувство уверенности и уважения к себе, дают возможность вернуться к активной жизни. Главной задачей все же остается вовлечение в интенсивные занятия спортом как можно большего числа инвалидов в целях использования физкультуры и спорта как одного из важнейших средств для их адаптации и интеграции в жизнь общества, поскольку эти занятия создают психические установки, крайне необходимые для успешного воссоединения инвалида с обществом и участия в полезном труде. Применение средств физической культуры и спорта является эффективным методом физической реабилитации и социальной адаптации.

Зенина Марина Анатольевна, инструктор-методист МОУ ДОД СДЮСШОР № 1 г.Тамбова

 
tashaДата: Понедельник, 19.10.2009, 09:58 | Сообщение # 23
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
Уважаемые коллеги!
Продолжая разговор по теме, необходимо вспомнить, какие изменения претерпела концепция социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями. В ее основе лежала идея о социальной полезности человека. Ребенок с ограниченными возможностями не исключался из этого правила – ему надлежало также вырасти полезным членом общества, чтобы своим трудом обеспечивать собственное существование. Встречного процесса, направленного на приспособление общества к особым нуждам таких людей, не было. Приоритет интересов общества над интересами личности многие годы существовал в нашей стране. Смысловым центром нового взгляда на социальную реабилитацию человека с ограниченными возможностями является идея достижения его максимальной самостоятельности и независимости в условиях приоритета интересов личности над интересами общества.
Отечественная система специального образования постепенно осваивает новую концепцию, центром которой является человек, его особые образовательные потребности, его права и интересы.
Красникова Н.А. Учитель-дефектолог высшей категории ТОГУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида"
 
DementyevaДата: Понедельник, 19.10.2009, 10:33 | Сообщение # 24
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Дементьева Е.Н. Социальный педагог ТОГУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида"
Уважаемая Наталия Александровна, знаю, что при работе с детьми, имеющими недостатки слуха, вы используете мультимедийные технологии и проектный метод. Хотелось бы, чтобы вы поделились своими практическими наработками в данном направлении.


Сообщение отредактировал Dementyeva - Понедельник, 19.10.2009, 10:37
 
ivlyakovaДата: Понедельник, 19.10.2009, 10:48 | Сообщение # 25
Группа: Модераторы
Сообщений: 9
Репутация: 0
Статус: Offline
Использование игровых моментов в работе с детьми с нарушениями речи Астахова О.В., учитель- логопед МДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Улыбка», г. Мичуринска рассматривает в своей статье "ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОГО МЕТОДА КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ".
Прикрепления: 9004427.doc(51Kb)
 
ivlyakovaДата: Понедельник, 19.10.2009, 10:56 | Сообщение # 26
Группа: Модераторы
Сообщений: 9
Репутация: 0
Статус: Offline
Кутукова Т.В., учитель- логопед, МДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Улыбка»,г.Мичуринск, в авторской статье прописывает использование компьютерных технологий в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста с ОНР.
Прикрепления: 2964539.doc(72Kb)
 
tashaДата: Понедельник, 19.10.2009, 11:24 | Сообщение # 27
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
Уважаемая Екатерина Николаевна! Размещаю материал по теме "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ I ВИДА".
Прикрепления: 1119795.doc(42Kb)
 
DementyevaДата: Вторник, 20.10.2009, 09:21 | Сообщение # 28
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Дементьева Е.Н. Социальный педагог ТОГУ "Специальная (корекциооная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида"

Здравствуйте, уважаемые коллеги! По сути дела, проблемы у детей с огрнаниченными возможностями здоровья и их семей одни и те же - проблемы в социальной, трудовой, психологической сфере. Хотелось бы поделиться опытом социально-педагогической работы по реабилитции детей-инвалидов по слуху, который я описала в прикрепленном материале.

Прикрепления: 9213872.doc(31Kb)
 
LudmilaДата: Вторник, 20.10.2009, 09:55 | Сообщение # 29
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Я считаю, что начинать готовить детей к активной социальной жизни необходимо не только начиная со школьной скамьи, а гораздо раньше в условиях детского дошкольного образовательного учреждения, что поможет моделировать социальные отношения более успешно, т.к. дошкольный возраст является наиболее сензетивным к сфере человеческих отношений.
Социальная направленность всей личности ребенка становится определяющей в его психическом развитии. В дошкольном возрасте происходит бурное развитие самосознания ребенка, он открывает для себя сверстника, вступает с ним в эмоциональные, деловые, внеситуативно-личностные и внеситуативно-познавательные формы общения. На основе взаимодействия с членами детского сообщества у него налаживается межличностные отношения, складываются и первые ценностные ориентации, определяющие направленность поведения ребенка в целом.
Для социального развития детей в этом возрасте характерно возникновение особого рода представлений, отражающих степень вычленения и осознания нравственных норм и правил, которыми руководствуются люди, живя в сообществе.
В процессе личностного развития у ребенка складываются такие психические новообразования, как способность к социальным формам подражания, идентификации, сравнению, предпочтению и прочее. Дети становятся чрезвычайно чувствительными к оценкам взрослых по мере формирования собственного поведения на основе взаимодействия со сверстниками, развиваются и собственные позиции, оценки и предпочтения по отношению к членам сообщества. Это дает возможность занять определенное положение в коллективе сверстников.

Воробьева Людмила Алексеевна,
воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР
МДОУ детского сада комбинированного вида № 56 «Гусельки», г.Тамбов

 
belakurganovaДата: Среда, 21.10.2009, 20:46 | Сообщение # 30
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Уважаемые коллеги!
Нельзя не согласиться с участниками форума в том, что дети с ОВР нуждаются в специальном обучении. Мне, как психологу поликлиники, представляется важным раннее выявление детей с особенностями развития. В обязательном порядке обследуются дети, поступающие в детские сады, в этом плане с диагностикой дело обстоит достаточно благополучно. Однако остаются не обследованными дети, не посещающие детские сады. Выявление особенностей в их развитии происходит уже в более позднем возрасте 6-7 лет, при поступлении в школу. На этом этапе и выясняется, что при данных особенностях развития обучение в общеобразовательной школе будет затруднено, а порой и не возможно. Для обследования неорганизованных детей в поликлинике, кроме кабинета психолога существует и кабинет «Здорового ребенка». Это позволяет расширить круг обследуемых, т.к. педиатр имеет возможность посещения ребенка на дому и в большей степени осведомлен о потенциальной группе риска детей данной категории. При профилактических осмотрах также выявляются дети, которым необходима помощь специальных педагогов.
В этой связи есть предложение организовать семинар для психологов детских поликлиник. На котором были бы освещены вопросы организации обучения в учреждениях образования для детей с ОВР. Специалистам детских муниципальных лечебно-профилактических учреждений важно знать, какие существуют в городе Тамбове образовательные учреждения, использующие коррекционно-развивающие программы, а также процедуру оформления детей в данные учреждения.
Владение настоящей информацией позволит специалистам поликлиники доступно объяснять родителям данной категории детей о необходимости и возможности получения специального обучения в Тамбове.


Курганова Бэла
 
Форум » Тематические форумы » Социально-педагогическая реабилитация детей с ОВР » Психолого-педагогические аспекты социальной реабилитации
Страница 2 из 3«123»
Поиск:

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz