Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования
Индивидуальные стратегии обучения - Форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: toipkro, ТСДюкова 
Форум » Тематические форумы » Индивидуальные стратегии обучения: проектирование и реализация » Индивидуальные стратегии обучения
Индивидуальные стратегии обучения
toipkroДата: Среда, 03.03.2010, 13:30 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 16
Репутация: 0
Статус: Offline
В последнее время наблюдается большой интерес к вопросам развития человеческого потенциала. Это не случайно: ведь именно человеческий потенциал сегодня рассматривается как фактор экономического роста, социального и экономического благосостояния, конкурентоспособности страны.
В условиях современной социально-экономической ситуации успешность специалиста независимо от сферы деятельности определяется его мобильностью, умением неординарно подойти к решению проблемы, самостоятельно получить новую информацию, необходимую в данный момент. Все больше востребуется способность к оригинальным решениям и генерации идей.
Подготовка такого специалиста требует иной философии образования, иной педагогики, организации школы.
Основная идея обновления образования сегодня состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным.
А для этого образование должно соответствовать логике индивидуального развития.
В связи с этим становится актуальным поиск средств и способов индивидуализации образования, организации такой среды обучения и внеучебной деятельности, которая бы создавала предпосылки для максимального раскрытия потенциала обучающихся, обеспечивала бы становление личных достижений.
Одним из средств реализации индивидуального развития может быть организация учебного процесса с выбором индивидуальной стратегии обучения.
Индивидуальная стратегия обучения – это основанный на прогнозе общий план (программ) совместных действий учителя и ученика, определяющих ближайшую перспективу интеллектуального и личностного развития школьника в процессе изучения выбранного предмета или какой-либо предметной области. Она поддерживается комплексом дидактических средств и предусматривает оказание психолого-педагогической помощи. Таким образом, появляется реальная возможность практически осуществлять личностно ориентированный подход.
Организация обучения на основе индивидуальных стратегий, безусловно, выигрышна для обучающихся. Но чрезвычайно важно, чтобы не проиграли те, кто эту технологию будут реализовывать, а именно учителя, так как данная технология (как впрочем, и любая другая) требует дополнительной затраты времени, сил и пр. Посчитают ли педагоги, что компенсация в виде выигрыша ребенка достаточна?

Приглашаем Вас принять участие в обсуждении данной проблемы. Рассчитываем на широкий обмен идеями, мнениями и опытом по проблемам, связанным с конструированием индивидуальных стратегий обучения и оценкой их педагогического эффекта.

Модератор: Дюкова Т.С., зав. лабораторией кафедры управления развитием образовательных систем ТОГОАУ ДПО ИПКРО

 
shorinaДата: Воскресенье, 28.03.2010, 19:31 | Сообщение # 2
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Индивидуальная образовательная траектория - хорошая идея. Но хорошая до тех пор, пока она не упирается в финансы.
Образование в пределах стандарта мы обязаны дать бесплатно, все что за пределами - можно вводить платные образовательные услуги.
Естественно, если рассматривать индивидуальные стратегии обучения, то они должны пронизывать все обучение. А что мы можем в пределах учебного плана? Очень немногое. Это я говорю о небольшой школе.
Мы в своей школе год назад попытались профильное обучение хоть немного приблизить к индивидуальным запросам: в двух 10-х классах "выкроили" три профиля, "перетасовали" суммарные 72 часа как только смогли. Но "минусов" оказалось достаточно. Во-первых, не учли все равно интересов всех детей. Во-вторых, количество учащихся в некоторых подгруппах получилось большим. Все проанализировали и пришли к выводу, что при двух классах в параллели как-то заметно индивидуализировать обучение в пределах учебного плана невозможно...
А вот если классов 5 или более - думаю, тогда можно многое сделать. Поэтому в нашем городе и оставляют только одну среднюю школу. Но наберется ли там достаточное количество 10-х классов - тоже вопрос...

М.В.Шорина, зам. директора по УВР школы №3 г. Кирсанова

 
sergДата: Воскресенье, 28.03.2010, 19:47 | Сообщение # 3
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Что касается индивидуальных стратегий обучения при помощи дополнительного образования - здесь простор большой. Но важно суметь увидеть в ребенке задатки, склонности к определенному виду деятельности.
У нас в школе есть и "спортсмены", и "музыканты", и "художники" и др. - все силами дополнительного образования.
Но есть некоторые возможности и общего образования. Часы вариативной части учебного плана, хотя их и немного, могут тоже что-то дать. Но говорить об индивидуализации, конечно не приходится. Вот если бы в параллели было побольше классов...
Но есть и у нас некоторые успехи. Например, дети одного из классов оказались склонными к стихосложению. Педагог им попался как раз этим увлеченный. Ввели им в 5 классе (а теперь и в 6-ом) спецкурсы за счет учебного плана. Так у них все здорово получается! Победы во многих конкурсах, выпуск сборников стихов и, главное, увлечение стихами чуть ли не поголовное!
Но это больше исключение, чем правило...

С.М.Плуталов, зам. директора, руководитель подразделения школы №3 г. Кирсанова

 
ProhorovaLudaДата: Воскресенье, 04.04.2010, 07:28 | Сообщение # 4
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Преемственность дошкольного и школьного образования во многом определяет результативность общего образования. Она обеспечивает воспитание подрастающего поколения, прививает ему нравственные ценности, формирует коммуникативные навыки личности, адаптирует к дальнейшей учебе в школе. Содержательность современного дошкольного образования и воспитания соответствует целям и задачам обновленного содержания следующего этапа – этапа школьного образования.
Организация образовательного процесса с выбором индивидуальной стратегии обучения является важнейшей задачей современной педагогической науки и практики.
Проведение комплексной психолого – педагогической диагностики при реализации индивидуального подхода для определении уровня воспитания и развития детей позволяет не просто регистрировать их качественное состояние на данный момент, но и дает материалы и основания для сравнения, для постоянного анализа и коррекции принимаемых педагогических решений.
Опираясь на результаты психолого– педагогической диагностики при тесном взаимодействии со всеми специалистами дошкольного учреждения составляется комплексная развивающая программа- индивидуальный образовательный маршрут, в котором учитываются все особенности данного конкретного ребенка по всем направления развития.
Работа по реализации преемственности в основных аспектах развития ребенка согласуется с конкретными целями каждого возрастного этапа образования с учетом его непрерывности, формируется по содержательным линиям, которые отражают важнейшие развития личности: физическое развитие; познавательное развитие; социально – личностное развитие; художественно - эстетическое развитие.
Считаю, что именно индивидуальная стратегия обучения являются тем стержнем, той основой, которая позволяет педагогу – воспитателю, учителю, реализовать личностно- ориентированный подход к каждому ребенку, максимально раскрыть его возможности, обеспечить становление личных достижений.

С уважением, Прохорова Людмила Владимировна, воспитатель МДОУ детского сада комбинированного вида № 56 «Гусельки», г. Тамбов

 
PopovaGVДата: Понедельник, 05.04.2010, 16:04 | Сообщение # 5
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Уважаемые коллеги!
Поддерживая общую тему форума о проектировании и реализации индивидуальных стратегий обучения хочу высказать свое мнение о таком понятии как тьюторство.
Концепция развития региональной системы дошкольного образования в Тамбовской области определяет основные приоритеты и цели формирования современной модели образования и региональной политики в области дошкольного образования на период до 2012 года. Все вариативные организационные формы дошкольного образования базируются на принципе индивидуализации образования детей дошкольного возраста.
Тьюторство - это умение выявить потенциал ребенка и вести его в нужном направлении в соответствии с его возможностями. Осуществляя общее руководство самостоятельной деятельностью детей, педагог сопровождает развитие личности ребенка.
Наряду с реализацией стандарта общего образования, система выявления и поддержки талантливых детей предполагает их сопровождение в течение всего периода становления личности. Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников, стимулирование и выявление достижений ребят будет наиболее результативным и качественным при реализации индивидуального образовательного маршрута не только специалистами ДОУ, но и педагогом-тьютором, лично сопровождающим каждого воспитанника.

С уважением, Попова Галина Викторовна, воспитатель ТОГОУ ЦПМСС «Возрождение» г. Тамбов
 
барееваДата: Вторник, 06.04.2010, 13:31 | Сообщение # 6
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Уважаемые коллеги! Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Ключевые из них, на мой взгляд:как обеспечить успешность в обучении каждого учащегося;
как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности;
каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего, приобретение каждым учеником социального опыта.
Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся? Ответом, направленным на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, может стать принцип дифференцированного подхода к обучению, но осуществляемый на индивидуальном (субъектном) уровне.
Большинство учителей в соей работе учитывают индивидуальные особенности каждого ребёнка, но в массовой школе дети получают опыт общения, поведения в обществе. Но для раскрытия индивидуальности каждого ученика, я считаю, такой возможности в массовой школе нет. И чем больше класс по количественному составу, тем труднее решить этот вопрос.
Согласна с одной из коллег из города Кирсанова, что обучение в профильных классах по индивидуальным планам - одна из стратегий индивидуального обучения. Но это уже 10 класс, а где же развитие индивидуальности происходило раннее? Считаю перспективным использование дистанционного обучения, но по дополнительным программам. Привлечение психологов для диагностики задатков, интересов, потребностей.
 
Форум » Тематические форумы » Индивидуальные стратегии обучения: проектирование и реализация » Индивидуальные стратегии обучения
Страница 1 из 11
Поиск:

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz