Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования
Полноценная речь дошкольника - Форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 212»
Модератор форума: toipkro 
Форум » Тематические форумы » Современные модели дошкольного образования » Полноценная речь дошкольника (Полноценная речь дошкольника - непременное условие успешного)
Полноценная речь дошкольника
Zina_RepinaДата: Понедельник, 28.12.2009, 09:50 | Сообщение # 1
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Полноценная речь дошкольника – непременное условие успешного обучения.
Репина З. А.,
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 4 г. Тамбова
Особое внимание при подготовке ребёнка к школе надо обратить на его речь.
Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Однако все возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 4-5 годам. Этот процесс происходит не по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. К сожалению, в жизни мы очень часто наблюдаем, что родители, общаясь с ребёнком, имитируют неправильную речь малыша. Почему-то считается, что таким образом с ребёнком устанавливаются более доверительные отношения. При этом не учитывается, что подобная манера общения не только не стимулирует ребёнка к овладению правильным произношением, но и надолго закрепляет недостатки. Речь ребёнка может развиваться полноценно только в том случае, если окружающие будут чётко, правильно выговаривать все слова, без скидки на возраст малыша. Необходимо неоднократно, терпеливо повторять вместе с ребёнком те слова, которые даются ему с трудом. Гуляете ли вы с малышом, читаете ли ему сказку, попросите рассказать, что он видел, что слышал, и если ребёнок делает в произношении слов ошибки, мягко поправьте его.
Следует напомнить, что к 4-5 годам ребёнок должен правильно произносить все звуки. Необходимо устранить все недостатки звукопроизношения ещё до начала обучения в школе. И не теряйте времени! Иначе эти дефекты закрепляются, и малыш будет писать слова так, как слышит. В итоге – неизбежные ошибки при письме. А ведь именно полноценная речь является непременным условием успешного обучения.
 
ElenaDmДата: Среда, 30.12.2009, 09:30 | Сообщение # 2
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Дмитриева Е.П.,
воспитатель МДОУ детский сад "Берёзка" г. Тамбова.
Тема развития речи дошкольников очень актуальна, поскольку развитая речь ребёнка во многом определяет его успехи и в учёбе, и в общении с людьми, и развитие его как личности. Речь не может развиваться независимо от той роли, которую она выполняет в жизни ребёнка. Без овладения речью и без специальной работы по её развитию не может быть полноценного и личностного развития детей.
В дошкольном учреждении речевому развитию ребёнка уделяется большое внимание. Занятия по развитию речи призваны обогащать и всесторонне развивать речь дошкольников во всех её аспектах: это и обогащение словаря, и развитие звуковой культуры речи, и грамматический строй, и и связная речь и многое другое. Грамотно разработанные, интересные для детей занятия помогут ребёнку развить необходимые речевые навыки.
Не менее важно использовать речь как необходимое и незаменимое средство той или иной деятеьности - игры, совместнойй трудовой деятельности, наблюдений, прогулки, чтения художественной литературы. Играя, наблюдая, общаясь, слушая, воспринимая, ребёнок, при правильной и целесообразной помощи взрослых,. обогащает свою речь, учится разговаривать, при этом повышается уровень его речевого общения. Развитие этих форм деятельности ведёт к развитию их главного средства - речи.
 
947Дата: Среда, 30.12.2009, 14:18 | Сообщение # 3
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Занимаясь проблемой речевого развития детей старшего дошкольного возраста, обратила внимание на то, что проблема развития речевого творчества остается на данный момент одной из самых актуальных. Один из путей ее решения вижу в развитии навыков рифмотворчества, которые развиваю у своих детей в старшей группе. Определила систему работы с детьми, последовательность использования методов и приемов, наладила взаимодействие с родителями. Первые результаты в работе с детьми показали желание ребят участвовать в сочинении небольших сначала строк, а затем и четверостиший. Работа по развитию рифмотворчества нашла свое отражение в создании сборника стихов детей нашей группы «Веселая рифма», который ребята оформили своими рисунками. Эта работа способствовала развитию у ребят творческой речевой активности и словарного запаса.

Е.В.Новикова, воспитатель МДОУ ЦРР ДС №46

 
riiДата: Среда, 30.12.2009, 16:43 | Сообщение # 4
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
smile Модель коррекционно-речевой работы воспитателя в ДОУ (группах) общеразвивающего вида
В тех случаях, когда ДОУ общеразвивающего вида не имеет возможности работать в непосредственном контакте со специалистом-логопедом, речевые нарушения у детей должны стать объектом особого внимания и адекватного воздействия со стороны педагогов в рамках отдельного направления дошкольного образовательного процесса.
Основной целью этого направления должно стать создание такой воспитательной среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению и преодолению трудностей в их речевом развитии. Для ее достижения должен быть решен ряд взаимосвязанных задач.

И.В.Кожевникова, заведующая кафедрой педагогики и психологии ТОГОАУ ДПО "Институт повышения квалификации работников образования"

Прикрепления: 1879980.doc(30Kb)


Сообщение отредактировал rii - Среда, 30.12.2009, 16:47
 
hrichenkoДата: Пятница, 01.01.2010, 12:52 | Сообщение # 5
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Хриченко Татьяна Викторовна – воспитатель МДОУ детского сада № 2 «Светлячок», г.Жердевка, Тамбовская область. Речь ребёнка зависит от речи взрослого. В дошкольном возрасте дети, познавая окружающий мир, усваивая не только те или иные явления, но и речь окружающих их взрослых дома, в детском саду, на улице, в различных средствах массовой информации. Наблюдения показывают, что речь детей как правило, бедна, невыразительна, в ней много слов – сорняков, шаблонных выражений. Почему? Потому что названные источники не всегда представляют собой образец, часто в звучащей речи отсутствует эмоциональность, непосредственность.
Наш язык богат образными выражениями. Правильное и уместное их использование придаёт своеобразную выразительность, меткость. Но, мы используем богатый арсенал языка, в особых ситуациях, не в обыденной обстановке. А дети как раз усваивают повседневную речь, поэтому они не всегда понимают переносное значение слов и естественно, не умеют использовать их в своей речи.
Главная задача педагога воспитание личности, способной к полноценному общению. Очень важно умеющего говорить ребёнка научить разговаривать, то есть вести разговор, общаться, передавать и получать ту или иную информацию. Чем богаче и полноценнее речь, тем легче ребёнку высказать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, установить полноценные взаимоотношения с детьми и взрослыми, осмыслить своё поведение, а следовательно осознать себя как личность. Не зря народная мудрость гласит: «Уметь общаться – в счастье купаться!».
 
АлямкинаДата: Понедельник, 04.01.2010, 13:00 | Сообщение # 6
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Алямкина Ольга Александровна - воспитатель МДОУ детского сада №44 города Тамбова.
Большое значение в развитии речи ребёнка дошкольного возраста имеет общение со взрослыми. Для того, чтобы помочь ребёнку овладеть звуковой культурой речи, взрослому необходимо добиваться чёткого и правильного произнесения малышом каждого звука. Для ребёнка такие упражнения могут стать своеобразной игрой, в котрой ненавязчиво, путём многократных повторений формируется фонематически правильная речь. При этом важно, чтобы речь взрослого была эмоциональной, ребёнок видел артикуляцию взрослого, учился подражать ей.
 
СветланаДата: Суббота, 09.01.2010, 22:17 | Сообщение # 7
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Чижова Светлана Геннадиевна, учитель-логопед МАДОУ д/с "Светлячок".
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно. Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости и органы чувств ребенка - слух, зрение, обоняние, осязание - были также достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. Все это в значительной степени зависит от окружающей среды. Речевое развитие не задерживается, если ребенок получает новые яркие впечатления и создана обстановка, в которой у него появляется желание говорить и вступать в речевое общение. Развитие речи является одним из основных показателей общего развития ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, тем активнее происходит его психическое развитие. Речь ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми и сверстниками. Овладение речью позволяет ребенку воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.
Программа дошкольного образования предусматривает развитие всех сторон устной речи ребенка: словаря, звукопроизношения, грамматического строя речи, связной речи. Это позволяет определить конкретные задачи для достижения основной цели, т.е. для формирования правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.
Задачи :
• Научить правильному произношению и правильному пониманию обращенной к ребенку речи.
• Увеличить словарь детей до 3000 - 3500 слов из основного словарного фонда родного языка.
• Приучать детей широко пользоваться словарным запасом, быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль ребенка.
• Помочь в овладении верным употреблением
грамматических конструкций родного языка.
• Сформировать привычку у детей говорить грамматически правильно.
• Научить детей правильно произносить звуки родного языка, различать и правильно употреблять сходные звуки.
• Формировать умение понимать и пересказывать сложные сказки и рассказы.
• Способствовать переходу ситуативной речи ребенка в связную, а затем в объяснительную.
• Сформировать у детей умение говорить не торопясь, громко, без напряжения, выразительно.
• Развивать у детей чувство коммуникативной целесообразности высказывания и осознанного отношения к оценке речевого поступка с точки зрения нравственных ценностей.
• Совершенствовать вербальные и невербальные средства общения и умение их соотносить.
• Познакомить с наиболее употребительными устными речевыми жанрами.
• Способствовать развитию речетворчества и речевой самостоятельности ребенка.
 
ВячеславнаДата: Среда, 13.01.2010, 16:58 | Сообщение # 8
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
Как развивать речь ребёнка.

Куртасова Ольга Вячеславна – воспитатель МДОУ детского сада комбинированного вида № 50 «Теремок» г. Тамбова.

Развитие речи – одно из важнейших направлений педагогической работы, призванное обеспечить своевременное психическое развитие ребенка. Главным на данном возрастном этапе является следующее:
- развивать речь как средство общения, создавая условия, при которых ребенок может устанавливать контакты и добиваться своей цели путем речевого обращения к сверстнику или взрослому;
- обогащать понимаемый и активный словарь малыша за счет общеупотребительных существительных, глаголов, наречий, прилагательных, предлогов.
Для решения этих задач необходимо:
- внимательно и заинтересованно выслушивать ребенка;
- много говорить с детьми самим;
- вовлекать детей в разговоры на разные темы;
- помогать малышу вступать в речевой контакт со сверстниками и взрослыми.
Необходимо научиться внимательно и доброжелательно выслушивать ребенка. Если малыш заговорил со взрослым, всем своим поведением нужно дать понять ему, что рады этому, готовы его выслушать и не намерены торопиться. Доброжелательность и улыбка взрослого сделают чудеса: малыш постарается подольше удержать вас около себя с помощью слова.
Необходимо много и целенаправленно говорить с ребенком в течение всего дня.

 
ГалинаДата: Среда, 20.01.2010, 17:21 | Сообщение # 9
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Ушакова Галина Владимировна – учитель – логопед МДОУ детского сада комбинированного вида
№ 50 «Теремок».

Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного человечеством опыта, регуляции поведения и деятельности. Все функции речи диалектически связаны между собой: они формируются посредством друг друга и функционируют одна в другой.
Чтобы эти функции одновременно появились и полноценно реализовались, необходимы соответствующие условия. Когда ребенок только начинает говорить, он зачастую с трудом использует свою речь для организации общения. Передать ему опыт предшествующих и современных поколений (в форме знаний, умений и навыков) с помощью слова, без наглядной и действенной опоры просто невозможно. Как регулятор деятельности ребенка речь в этот период функционирует также весьма ограниченно. Для того чтобы выполнить все свои функции, речь проходит сложный и большой путь развития, тесно связанный с общим психическим становлением ребенка – обогащением его деятельности, восприятия, мышления, воображения, эмоционально – волевой сферы.
В целом же речевое развитие дошкольника претерпевает следующие изменения:
1. Оно осуществляется в двух направлениях:
а) социальном – совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
б) семантическом (обозначающем, знаковом) – речь становится основой качественного преобразования психических процессов и превращается в орудие мышления.
2. Проходит два закономерно сменяющих друг друга этапа:
а) Пассивное владение словом, когда ребенок понимает обращенную к нему речь, на еще не умеет говорить;
б) активное использование речи.
3. Смена форм речевой деятельности протекает следующим образом:
а)ситуативная;
б) контекстная, связная;
в) объяснительная.

 
KondrashovaДата: Суббота, 06.02.2010, 15:30 | Сообщение # 10
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Кондрашова Ирина Николаевна- воспитатель МДОУ детского сада комбинированного вида №45 ,,Буратино", г.Тамбова.
В овладении речью испытывают трудности порою умственно и психически нормально развивающиеся дети. Чаще всего это бывает в тех случаях, когда ребенок много болеет или по каким – то другим причинам часто отсутствует в детском саду. С такими детьми, как правило, требуется индивидуальная работа . От своевременного формирования правильного произношения зависят общая культура речи и, следовательно, нормальное речевое общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а после поступления в школу – усвоение школьной программы.
Произносительная сторона речи в основном формируется в дошкольном детстве. На занятиях, в играх и в повседневном общении воспитатель упражняет детей в четком произнесении слов, в правильном использовании интонационных средств выразительности, учит говорить достаточно громко, не спеша, проговаривая все звуки, развивает фонематический и речевой слух.
Однако, большую часть времени ребенок проводит дома с родителями или во дворе со сверстниками. В общении с окружающими обогащается его словарь. Ребенок успешно овладевает речью, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Из этого следует: взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги ( воспитатели, логопеды) и родители действуют согласованно. Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Педагоги должны грамотно планировать и осуществлять дальнейшую работу с родителями. Большинство педагогов используют известные формы работы с родителями по развитию речи: беседа, консультация, наглядная агитация, родительское собрание, анкетирование , семинары т. д.
Хочется остановиться на более интересных , новых и эффективных формах взаимодействия с семьей по развитию речи детей в старшем дошкольном возрасте. Это «Домашнее задание», «Домашняя игротека», «Выставки детских работ», «Речевые праздники». На протяжении нескольких лет в нашем детском саду мы используем в своей работе ( совместно с логопедом )

домашние задания детям домой. В тетради даем практические рекомендации родителям :
- по формированию различных речевых навыков, например артикуляции ( упражнения, как их разучивать и т. д.)
- по обогащению словаря,
- по развитию мелких мышц руки и т. д.
Для «Домашней игротеки» отбираем игры, игровые упражнения и задания на закрепление различных речевых навыков. Учитывая большую загруженность родителей рекомендуем « играть на кухне» доступными предметами и материалами.
- Игра « Волшебные палочки». Из спичек сложить фигуры, узоры и другое. Игра : «Поможем маме», где предлагается ребенку перебрать рис, горох, гречку, пшено. Эти игры развивают мелкие мышцы руки.
- Игра « Угощаю» развивает словарный запас детей. Можно поиграть в « кислые», « соленые», « горькие» слова.
- Игра « Приготовим сок» развивает грамматический строй речи. Из яблок сок …( яблочный ) , из груш сок…( грушевый) и т. д. А потом наоборот: апельсиновый сок из чего? ( из апельсинов).
- Игра на обогащение словаря ребенка « Доскажи словечко». Родитель называет фразу , а ребенок ее должен закончить.
Игр аналогичных большое количество и все они интересны детям , доступны родителям.
Родителей мы часто убеждали в важности и необходимости развития мелкой моторики рук, как это влияет на мозг ребенка. Рассказывали о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости, и предлагали совместно с детьми изготавливать дома поделки и более удачные приносить в группу . Поделки оказываются не сложными, из бросовых материалов, но интересными и увлекательными . Таким образом, мы устраиваем выставки « Как умелые ручки язычку помогали».
Родители постоянные гости и участники наших праздников. Праздники мы организуем на различные темы , которые охватывают различные стороны речевого развития. Речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями. В задания вводятся вопросы, где совместно с детьми соревнуются папы и мамы в проговаривании скороговорок, отгадывании загадок, чтении стихов, выученных самостоятельно и в другом.
Таким образом, мы стараемся , чтобы эти мероприятия были не разовые , проходили в системе, привлекались все родители. Это взаимодействие с семьями воспитанников дает свои положительные результаты в овладении речью детей, а самое главное, они становятся как для детей , так и для родителей обязательными, их они ждут, интересуются, активно участвуют.

 
АйтмуратовнаДата: Воскресенье, 07.02.2010, 22:08 | Сообщение # 11
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Семилетова Зульфия Айтмуратовна - воспитатель МДОУ №67 "Улыбка"
С малых лет ребёнка окружает множество звуков : речь людей, музыка, шелест листьев... Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребёнка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации.
Художественная литература имеет большую роль в воспитании детей и речевом развитии. Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания и развивает культуру речи.
Для развития речи широко используется художественно-речевая деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их исполнением, включающая развитие словесного творчества ( придумывание рассказов, сказок и загадок), а также словарная работа.
Воспитатель формирует у детей умение воспринимать литературное произведение.Слушая рассказ, стихи или сказки, ребёнок должен пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор.
Очень важна речь взрослого.Ведь она является образцом для ребенка.Поэтому при общении с детьми взрослые должны следить за своей речью, соблюдать нормы литературного произношения.
Одна из важных задач-формировать самостоятельность детей в художественно-речевой и театрально - игровой деятельности.Этому способствует совместная работа воспитателя и деятельность кружка по развитию речи, который действует в нашем саду.
От того, какие созданы условия в детском саду для формирования всесторонне развитой личности ребенка, зависит его будущая адаптация в социальном мире.
 
Ludmila11Дата: Четверг, 18.02.2010, 21:53 | Сообщение # 12
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Михайлина Людмила Леонидовна
Воспитатель
МДОУ №32 «Ромашка»
Речь является фундаментом формирования личности ребенка. Ребенка следует обучать трем важнейшим вещам: разуму, действию и речи. Научить дитя правильно понимать, правильно делать и правильно высказываться.
Я считаю самым ответственным в жизни человека период, когда развивается его речь. Даже величайшая тонкость слуха в различении звуков и величайшее искусство подражания им не развивает ребенка в собственно человеческом смысле, это делает обучение родному языку. Дети очень рано начинают проявлять интерес к языку, что является важным признаком интеллекта. Родное слово – это сокровищница всякого умственного развития и сокровищница всех знаний. «Гениальность» проявляется в том, что уже в двухлетнем возрасте ребенок производит классификацию окончаний, приставок, суффиксов, и в той угадке, с которой он при создании нового слова выбирает для подражания необходимый ему образец. Само подражание является творческим актом. Прекрасная сама по себе детская речь имеет, кроме того, научную ценность, так как, исследуя ее, мы тем самым открываем причудливые закономерности детского мышления.
Умение контролировать речь ребенка – необходимое профессиональное качество воспитателя, но любой контроль, любая коррекция и любые обследования детской речи предполагают знание возрастных норм. Считается, что норма речевого развития – обязательная точка отсчета для определения всех проявлений – как отклонений, так и опережений в развитии речи.
Главная задача воспитателя – помочь ребенку достигнуть среднестатистических показателей, т.е. не забывая при этом про индивидуальный подход.
Для помощи в развитии речи у ребенка необходимо:
• подготовить информацию и индивидуальные рекомендации для родителей,
• подобрать оптимальное содержание обучения для каждого ребенка, т.е. создать индивидуальные программы речевого развития,
• внести изменения в еженедельное планирование индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий
• Контролировать развитие каждого ребенка и своевременно оказывать ему помощь.
 
ЯнаДата: Воскресенье, 28.02.2010, 13:15 | Сообщение # 13
Группа: Пользователи
Сообщений: 6
Репутация: 0
Статус: Offline
Шаврина Татьяна Ивановна
учитель-логопед
МДОУ "Берёзка"
Формирование полноценной речи ребенка невозможно без системного подхода к исправлению, зачастую имеющихся у него, речевых нарушений.
Развивая и исправляя речь ребенка, логопед является его первым наставником в мире звуков и букв родного языка. Необходимыми составными элементами любой системы деятельности, в том числе и моей, являются:
- целевые требования к поставленным задачам;
- информация об исходном состоянии;
- средства и методы реализации;
- условия реализации программы по работе с детьми.
Коррекционные занятия с детьми в нашем дошкольном учреждении проходят индивидуально, или объединяются в подгрупповые, дозируются по степени сложности, при этом учитывается дифференцированный, личностно-ореинтированный подход к обучению.
Большую помощь в развитие речи ребенка оказывают используемые мной здоровьесберегающие технологии. Все это помогает вызвать интерес ребенка в процессе обучения, не дать ему почувствовать усталость, скорректировать речь, осанку, научить в игре гимнастики дыхания, улучшить зрение, при этом используя элементы сказкотерапии. И чтобы вместить в себя все это, донести нужное до ребенка, научить его добиваться положительных результатов, нужно, отожествляя себя с детьми любить и стараться понимать их.
 
светлана9611Дата: Пятница, 16.04.2010, 19:03 | Сообщение # 14
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Гаврина Татьяна Алексеевна воспитатель МДОУ детский сад комбинированного вида № 3 «Хрустальный башмачок» Тамбов

В настоящее время даже у нормально развивающихся детей зачастую существуют различные проблемы в эмоционально-волевой сфере. А дети с речевыми нарушениям в силу своего дефекта, нарушающего коммуникацию, особенно уязвимы. Некоторые дети с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Страдающий нарушением речи ребенок может быть повышенно агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен. В общении со сверстниками такие дети могут бояться быть несостоятельными. Они либо вообще стараются избегать общения, либо вступают в конфликты. Обычно у таких детей неустойчивая самооценка, они хотят многого добиться, но не верят в собственные силы, поэтому стараются избегать ситуаций, в которых могут проявиться их реальные способности.
Все это требует более тщательного подбора методов психологической коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.
Общепризнано значительное воздействие на эмоциональную сферу детей сказки, которая вызывает удивление, желание познавать, развивает умение находить решения в нестандартных ситуациях. В нашем дошкольном учреждении реализуется программа Н. Погосовой «Погружение в сказку». Такое занятие строится, как сказочный спектакль, где артисты – дети, а психолог, ведущий сказочного действа, озвучивающий параллельно текст сказки и приглашающий участников выполнять определенные действия. Неоценима и помощь воспитателя, заблаговременно знакомящего воспитанников со сказкой, являющегося помощником во время проведения занятий. Эта замечательная форма занятия-сказки позволяет включить в него ряд разнообразных упражнений, вплетая их в канву сказочного повествования. По ходу сказки дети учатся расслабляться по контрасту с напряжением, правильно дышать, выражать свои чувства вербально и невербально; расширяются их представления об эмоциях, чувствах и состояниях и адекватным им телесных выражениях; преодолеваются барьеры общения, развивается речь детей, коммуникативные навыки, внимание, чувственное восприятие, мышление, воображение. Этот результат достигается как особой подачей сказочного материала психологом, где используется все разнообразие голосовых и мимических средств, так и средствами психогимнастики, логопедическими и физическими упражнениями, элементами визуализации, медитации, релаксации.
Речь не является отдельной обособленной функцией. Ее правильность и выразительность зависит от многих факторов. И улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего организма в целом.
Помогая ослабленному, заторможенному ребенку приобрести уверенность в себе и хотя бы частично избавится от сомнений и страхов, мы способствуем более быстрой постановке и автоматизации звуков; ребенок меньше устает на занятиях, заметно активизируется его мышление, и он усваивает больший объем информации, чем раньше.

 
РомашкаДата: Воскресенье, 25.04.2010, 12:29 | Сообщение # 15
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Репутация: 0
Статус: Offline
Морозова Т. Воспитатель МДОУ №32 "Ромашка"
Культурно-речевое воспитание детей-дело большой социальной значимости.
Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм, обращения, а также вежливого обращения, а также вежливого поведения в общественных местах, быту.
И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.
Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть уметь говорить и слушать других.
В широком смысле – это все правила, регулирующие поведение говорящего и слушающего (мимику, жесты, позу, содержание речи, её тон, выбор выражений). В узком смысле – это собственно речевые правила, то есть слова и выражения, закрепленные за типовыми ситуациями общения: отношение и обращение, приветствие и прощание, извинения и благодарность, просьба и совет, знакомство и приглашение, согласие и отказ, утешение, поздравление и другие. С другой стороны, овладение культурой речи способствуют активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращают между ними конфликты.
Правильное использование этикетных форм в речи помогает нам установить контакт между детьми, поддерживать общение в тональной вежливости: доброжелательности, взаимного внимания, что в свою очередь облегчает взаимопонимание.
В речевом обучении детей мы предполагаем, во-первых, введение в их активный словарь достаточного количества этикетных стереотипов (здравствуй(те), привет, очень рад вас приветствовать; спасибо, благодарю…); во-вторых, формирования умения выбирать нужную форму с учетом ситуации общения (с кем, когда, где, зачем говоришь)
Однако речь и поведение взаимосвязаны. Освоение ребенком собственно речевых норм осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения. Именно на такой подход ориентированы наши занятия, беседы, игры.
Например, на занятии: «Вежливая просьба» развиваем культуру вежливого обращения, а также обогащаем словарь детей словами: «пожалуйста, будьте добры», «спасибо; извините» и т.д. Сопутствующие сигналы: ровный вежливый тон, негромкий голос, нерезкие жесты.
В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции (старший - младший, знакомый -незнакомый и др.) и соответственно строить своё речевое поведение, используя необходимые в конкретной ситуации этикетные формулы.
Ролевые позиции общающихся в этих ситуациях определены достаточно чётко: мальчик-мальчик, девочка-девочка, брат-сестра, бабушка-внук, воспитатель-ребенок, ребенок-взрослый (знакомый или незнакомый). Речевое поведение в каждом случае определено ролевой позицией участника общения, на осознание которой направлены различные задания и упражнения, в том числе и ролевые игры.
С возрастом круг общения ребенка расширяется, ситуации общения усложняются. Стараемся подготовить детей к различным ситуациям норм речевого поведения, которые помогут детям адаптироваться к новым условиям, преодолеть трудности, с которыми в повседневной жизни сталкивается каждый ребенок (особенно в общении с незнакомыми взрослыми), избегать конфликтных ситуаций в общении со сверстниками.
Правила речевого поведения сопряжены с общими этическими нормами, в основе которых лежат нравственные понятия и принципы: деликатность, доброта, внимание к окружающим. Каждое мероприятие смонтировано по принципу сценария. Оно носит занимательно - игровой характер.
Игровой принцип обучения соответствует возрастным психологическим особенностям ребенка, для которого игра – типичная форма жизнедеятельности.
В игре моделируются ситуации общения, распределяются роли, осуществляется выбор тех или иных форм речевого поведения, а также нравственных установок. На занятиях дети чувствуют себя достаточно раскованно: свободно говорят, смеются, двигаются.
Оживляют атмосферу занятий музыкальные сопровождения; создается эмоциональный тонус, содействуют усвоению коммуникативных установок в конкретной ситуации общения.
Эффективность восприятия материала обеспечивают различные атрибуты, картинки.
Рассуждая о речевом поведении героев сказок, рассказов стараемся использовать примеры из жизни, припоминаем какие-то речевые ситуации, в которые попадали наши дети. Наблюдая за повседневным речевым поведением детей, подсказываем им необходимые слова, речевые выражения, интересные высказывания, тем самым развиваем речь детей.
Обучая детей культуре речевого общения, благотворно влияем на развитие характера детей, их отношения к окружающим, помогаем детям свободно и без страха войти в мир общения.
 
Форум » Тематические форумы » Современные модели дошкольного образования » Полноценная речь дошкольника (Полноценная речь дошкольника - непременное условие успешного)
Страница 1 из 212»
Поиск:

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz