Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования
Современные модели дошкольного образования - Форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 6123456»
Модератор форума: toipkro 
Форум » Тематические форумы » Современные модели дошкольного образования » Современные модели дошкольного образования
Современные модели дошкольного образования
toipkroДата: Среда, 23.12.2009, 14:15 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 16
Репутация: 0
Статус: Offline
Изменения социально-экономических условий законодательства Российской Федерации, в. т ч. принятие нового Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, требуют нормативных, структурных, институциональных и содержательных изменений в системе дошкольного образования.

В современных условиях семья, являясь главным социальным институтом воспитания детей, выступает социальным заказчиком и потребителем услуг дошкольного учреждения. Поэтому система дошкольного образования призвана быть сегодня гибкой, многомодельной, отвечающей социальным запросам родителей, кроме того, стать одним из факторов улучшения демографической ситуации. Система дошкольного образования имеет достаточно сложный институциональный механизм. Ключевым звеном, в котором в максимальной степени сконцентрированы проблемы дошкольного образования, является дошкольное образовательное учреждение. Поэтому преобразование системы дошкольного образования – это, прежде всего создание режима наибольшего благоприятствования дошкольному образовательному учреждению. Дошкольное образовательное учреждение рассматривается сегодня как организация, призванная удовлетворить основные запросы семьи по воспитанию и обучению детей. В соответствии с потребностями родителей обеспечивается право выбора дошкольного учреждения в зависимости от типа, вида, профиля. Поэтому приоритетным направлением остается дальнейшее развитие сети образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, ориентированных на удовлетворение образовательных запросов населения, в т.ч. на оказание услуг детям с ограниченными возможностями здоровья.
Вместе с тем, классическая форма детского сада, даже при доминирующих позициях, не может быть сегодня единственной. Для обеспечения доступности дошкольного образования его модель должна развиваться по нескольким направлениям.
Параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования необходимо активно развивать новые модели: дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений, дошкольные группы на базе учреждений дополнительного образования, а также систематическое образование детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания.
Приоритетным направлением остается создание вариативных организационных форм дошкольного образования, а именно групп кратковременного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования.
Самостоятельным элементом современной модели образования становится система раннего развития детей от 0 до 3 лет. Необходимо создание специальных служб педагогической поддержки раннего семейного воспитания и целевых программ сопровождения детей из семей группы риска, создание новых типов образовательных услуг по выявлению одаренности и возможных трудностей в развитии детей раннего развития детей.
Возможными организационными формами дошкольного образования детей раннего возраста могут быть: детский сад для детей раннего возраста;группы общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной, комбинированной направленности в детских садах различных видов; группы совместного кратковременного пребывания ребенка и родителя («ребенок- родитель», «центр игровой поддержки ребенка», адаптационная группа»), организованные на базе детских садов, учреждениях дополнительного образования; группы надомного образования («гувернерские группы», «детский сад на дому»)
На современном этапе развития дошкольного образования необходимо обеспечить внедрение новых моделей образования детей старшего дошкольного возраста.
Возможными организационными формами образования детей старшего дошкольного возраста могут быть: детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного возраста); группы общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной, комбинированной направленности в детских садах различных видов; группы кратковременного пребывания в детском саду; группы для детей старшего дошкольного возраста на базе общеобразовательных учреждений; дошкольные группы на базе культурно-образовательных центров и центров дополнительного образования; дошкольные группы на базе добровольных родительских сообществ.
Перед системой дошкольного образования встают вопросы:
Каковы психолого-педагогические условия организации современной модели дошкольного образования?
Какова модель наиболее эффективна для детей раннего ( старшего) возраста?
Как организовать взаимодействие с родителями, чтобы они активно и эффективно были включены в процесс развития своего ребенка?

Приглашаем Вас принять участие в обсуждении данной проблемы.

С уважением, Самородова А.П., доцент кафедры педагогики и
психологии ТОГОАУ ДПО ИПКРО, к.п.н.

 
KuleshovaLNДата: Пятница, 25.12.2009, 10:11 | Сообщение # 2
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
В Национальной образовательной инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА» Президент Российской Федерации А.Д.Медведев отмечает, что реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал. Успешность таких планов зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Школьное образование обеспечивает переход от дошкольного детства, семейного воспитания к осознанному выбору последующей профессиональной деятельности, реальной самостоятельной жизни. Среди важнейших направлений развития общего образования выделяется проблема обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопро-вождения каждого обучающегося.
Концепция развития региональной системы дошкольного образования в Тамбовской области определяет основные приоритеты и цели формирования современной модели образования и региональной политики в области дошкольного образования на период до 2012 года. Все вариативные организационные формы дошкольного образования базируются на принципе индивидуализации образования детей дошкольного возраста.
Поддерживая общую тему форума и конкретно создание наиболее эффективной модели для детей старшего дошкольного возраста хочу высказать свое мнение о таком понятии как тьюторство.
Тьютерство - это индивидуальное наставничество и сопровождение, система преподавания, применяемая в Оксфорде и еще некоторых учебных заведениях мира. Говоря русским языком - умение выявить потенциал "ученика" и вести его в нужном вам направлении в соответствии с его возможностями.
Это - общее руководство самостоятельной деятельностью детей, форма воспитательной работы, основанная на сопровождении развития личности воспитанника. Тьютерство практикуется в образовательных учреждениях, где большое значение придается образовательной деятельности по индивидуальным учебным планам и самостоятельной работе с источниками информации.
Считаю, что модель тьюторства применима и в дошкольной образовательной системе.Наряду с реализацией стандарта общего образования, система выявления и поддержки талантливых детей предполагает их сопровождение в течение всего периода становления личности. Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников, стимулирование и выявление достижений одаренных ребят будет наиболее результативным и качественным при реализации индивидуального образовательного маршрута не только специалистами ДОУ, но и педагогом-тьютором, лично сопровождающим каждого воспитанника.

С уважением, Кулешова Л.Н., заведующий МДОУ детского сада
комбинированного вида № 69 «Мальвина»

 
epatrinaДата: Пятница, 25.12.2009, 19:47 | Сообщение # 3
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Считаю, что группы с постоянным пребыванием в детском саду - лучший вариант дошкольного образования. И никакие группы при школах или центрах дополнительного образования не создадут такого благоприятного режима для детей. Да, они сейчас востребованы, но не от хорошей жизни. Не хватает мест в детских садах, а мамам надо зарабатывать деньги - вот и отдают детей в любые группы...
Мне кажется, что при возможности выбора родители отдавали бы предпочтение именно дошкольным образовательным учреждениям.
Другое дело - дети с ограниченными возможностями здоровья. Традиционного дошкольное образование для них не предусматривало практически ничего. Сейчас в этом направлении ведется работа. Но больше возможностей у больших городов: там можно создавать даже специализированные садики.
Что касается раннего развития детей 0-3 лет, то здесь, конечно, не может идти речь о постоянном пребывании в группе. Думаю, при каждом детском саде нужно организовывать консультационные центры, куда мамы со своими детьми могли бы приходить на 1-2 часа для консультаций педагогов, общения с другими родителями. Но на практике это организовать сложно: взять хотя бы проблему помещений...

Е.А.Патрина, зам. директора по УВР школы №3 г. Кирсанова

Сообщение отредактировал epatrina - Пятница, 25.12.2009, 19:48
 
ЛюбовьДата: Воскресенье, 27.12.2009, 22:36 | Сообщение # 4
Группа: Модераторы
Сообщений: 14
Репутация: 0
Статус: Offline
Здоровьеориентированная деятельность отдельно взятого дошкольного образовательного учреждения осуществляется в конкретных условиях, которые определяются множеством фактов: социокультурной средой, уровнем культуры здоровья и самоорганизации педагогического коллектива, характером взаимоотношений «дети-взрослые», «дети-дети», «педагоги-родители», связями с другими образовательными, культурными учреждениями и организациями, медицинским обслуживанием, предметно-развивающей средой и т.д. И это далеко не полный перечень факторов, определяющих специфику здоровьесберегающего образовательного пространства каждого дошкольного учреждения.
Философ и педагог Ж.Ж.Руссо сказал когда-то: "Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым". На наш взгляд, только комплексный подход в организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ может способствовать укреплению физического и психологического здоровья детей, гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы ребенка.
Хочется особенно подчеркнуть, что формирование здорового образа жизни на основе здоровьеформирующего воспитания, включающего формирование представления о способах обеспечения безопасности жизнедеятельности, изучение своего организма, освоение гигиенических навыков, является мощнейшим стимулом для интеллектуального и эмоционального развития ребёнка.
 
ТамараДата: Воскресенье, 27.12.2009, 22:59 | Сообщение # 5
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Гладышева Тамара Александровна, заведующая МДОУ "Березка" г.Тамбов.
Одной из организационных форм групп кратковременного пребывания является «Группа вечернего пребывания». Цели группы: социализация детей, не посещающих детский сад, обеспечивающая успешную их адаптацию в новых условиях; обогащение личностной сферы ребенка посредством общения и разнообразной детской деятельности в вечернее время; помощь родителям в уходе и присмотре за детьми, а также в вопросах воспитания и обучения; обеспечение охраны жизни и здоровья.
В группы вечернего пребывания приходят дети, уставшие за день, накопившие не только положительные, но и отрицательные эмоции. Педагогам важно создать атмосферу добра, уюта, красоты, радости. Воспитатели должны методически грамотно владеть разноуровневыми педагогическими технологиями, так как в группах находятся дети разного возраста; умело использовать в работе дифференцированный и индивидуальных подход к каждому ребенку, учитывать его интересы и способности.
Большое внимание должны уделить педагоги дошкольного учреждения организации предметно-пространственной развивающей среде. Необходимо создать уголок релаксации, где целесообразно использовать записи звуков природы и спокойной музыки, театрализованные игры связать с изобразительной деятельностью, важен непосредственный контакт ребенка с объектами природы.
При определении содержания работы с детьми целесообразно учитывать принципы дошкольной педагогики, такие как доступности, сезонности, наглядности и другие. В группах вечернего пребывания нежелательно проводить занятия, использовать громко звучащие игрушки и музыкальные инструменты, организовывать шумные подвижные игры. Рекомендуется организовывать чтение художественной литературы, наблюдения за природой, театрализованную деятельность, конструирование, изобразительную деятельность.
Особое внимание следует педагогам уделить привлечения родителей к сотрудничеству в дошкольном учреждении.


Сообщение отредактировал Тамара - Воскресенье, 27.12.2009, 23:01
 
БусинкаДата: Понедельник, 28.12.2009, 12:28 | Сообщение # 6
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ
ПО ПРОГРАММЕ «ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА»

Одним из приоритетных направлений модернизации российского об-разования признана необходимость обеспечения равных стартовых возмож-ностей детей из разных социальных групп и слоев населения. Это повышает значимость разработки проблемы образования детей пяти – семи лет в про-цессе предшкольной подготовки в дошкольных образовательных учрежде-ниях. Если недостатки и упущения в развитии ребенка раннего и младшего дошкольного возраста из-за отсутствия или несовершенства дошкольного образования можно исправить, то недостаточный уровень развития ребенка старшего дошкольного возраста влечет за собой серьезные проблемы на эта-пе школьного обучения. В связи с этим усилия теоретиков и практиков на-правлены на реализацию программ развития российского образования, свя-занных с разработкой, апробацией и внедрением моделей предшкольной подготовки детей на базе дошкольных образовательных учреждений (групп полного дня и групп кратковременного пребывания); образовательных ком-плексов типа «начальная школа – детский сад»; различных центров под-держки развития детей, не посещавших дошкольные образовательные учре-ждения; в условиях семейного воспитания.
Обращает на себя внимание то, что создание новых моделей пред-школьной подготовки детей в дошкольных образовательных учреждениях протекает в условиях вариативности действующих программ обучения и воспитания, то есть осложняется необходимостью соблюдения преемствен-ности между дошкольным и начальным звеном. Требование установления преемственности затрагивает, прежде всего, цель и основные принципы по-строения учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе.
О том, что дошкольное образование должно строится на гуманистиче-ской основе, писали Я.А. Коменский, В.Ф. Одоевский, И.-Г. Песталоцци, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др. В ХХ веке на необходимость особого внимания к педагогической работе с детьми пяти – семи лет указывали Ш.А. Амонашвили, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Н.И. Не-помнящая, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и другие педагоги и психологи, которые сегодня считаются основателями гуманистического подхода в об-разовании. В XXI веке разработку проблемы специфически направленного (личностно ориентированного) взаимодействия педагога с обучающимися, способствующего развитию ребенка как субъекта деятельности, продолжают Н.Г. Алексеев, В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, А.А. Пли-гин, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что многие из их идей могут быть внедрены в прак-тику предшкольной подготовки детей в дошкольных образовательных учре-ждениях для совершенствования ее содержания.
В настоящее время наблюдается существенное различие в понимании задач предшкольной подготовки детей в дошкольных образовательных учре-ждениях на уровне теории и практики. В ряде научно-исследовательских ра-бот, посвященных дошкольному образованию, обосновано положение о том, что воспитание и обучение старших дошкольников не сводится к формиро-ванию программных представлений и умений. В практической деятельности основой предшкольной подготовки детей в дошкольных образовательных учреждениях остается не взаимодействие педагога и ребенка, а воздействие на последнего с целью формирования личности с заранее заданными свойст-вами. Восприятие старшего дошкольника как субъекта деятельности, стре-мящегося к максимальной реализации своих возможностей, непривычно для большинства педагогов.
Мы попытались преодолеть этот недостаток в процессе формирования элементарных математических представлений старших дошкольников сред-ствами программы «Живая математика».
Итак, основная задача воспитателя старшей группы – формирование у детей шестого года жизни умения выполнять мыслительную операцию обобщения, то есть, отвлекаясь от конкретных признаков, выделять сущест-венные качества объекта.
Мусатова Инна, МДОУ №43 "Яблонька", г.Тамбов

 
lvv33149Дата: Понедельник, 28.12.2009, 14:36 | Сообщение # 7
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
C уважением , В.В.Ломакина.
Прикрепления: __.doc(36Kb)
 
lvv33149Дата: Понедельник, 28.12.2009, 14:53 | Сообщение # 8
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
МОУ "Начальная школа - детский сад № 5 "Ёлочка"
зам.директора по УВР В.В.Ломакина
Прикрепления: 1705072.doc(36Kb)
 
КрасниковаДата: Понедельник, 28.12.2009, 15:18 | Сообщение # 9
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Красникова Галина Анатольевна
Прикрепления: 1432664.doc(34Kb)
 
МешковаДата: Понедельник, 28.12.2009, 15:33 | Сообщение # 10
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Мешкова Ирина Анатольевна
Прикрепления: 7319984.doc(40Kb)
 
МакроДата: Понедельник, 28.12.2009, 19:47 | Сообщение # 11
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Кратковременные группы – раннего развития и адаптации к условиям детского сада
Происходящие трансформации в системе дошкольного образования отражаются в сознании педагогов о необходимости существенных изменений прежнего хода функционирования учреждения. Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольного учреждения, что выражается в переходе нашего учреждения в режим развития. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии ДОУ становится наиболее важным. В условиях вариативности , которая представлена разнообразными формами дошкольного образовании, а также многообразием видов и типов образовательных услуг, мы остановились на создании на базе нашего дошкольного образовательного учреждения детского сада присмотра и оздоровления «Белочка», кратковременный группы для детей раннего развития и адаптации к условиям ДОУ. Именно создание такой группы мы рассматриваем как новую форму дошкольного образования, обеспечивающую комплексное развитие детей дошкольного возраста, способствующую их адаптации к среде, социализации в коллективе сверстников и взрослых. В сопровождении группы кратковременного пребывания принимают участие: медицинская сестра, воспитатель по физической культуре, воспитатель по изодеятельности, педагог-психолог, а также музыкальный руководитель и учитель – логопед. В работе с детьми специалисты решают задачи, связанные с укреплением физического и психического здоровья детей, большое внимание уделяют эмоциональному благополучию и учету индивидуальных возможностей детей раннего возраста, формируют у детей способы и средства общения со взрослыми и сверстниками, развивают познавательную сферу, соответствующую возрасту, расширяют кругозор, тем самым детьми усваиваются общественно выработанные способы использования предметов окружающего мира, и конечно же, к этой работе активно привлекаются родители.
Работа специалистов на группах кратковременного пребывания для детей раннего возраста явилась идейным продолжением работы проекта «Ясли - это серьезно», рассчитанного на период 2008-2011 год. В ходе реализации этого проекта разработаны методические рекомендации: «Физическое развитие ребенка младшего возраста (2-3г) с использованием нетрадиционного подхода к проведению физкультурных занятий», «Восприятие музыки детьми раннего возраста», перспективное планирование досугов и развлечений для детей раннего возраста.
Опыт показал, что работа с детьми, не посещающими ДОУ, востребована и имеет право на существование. Дети привыкают к стенам дошкольного учреждения, обогащают свой двигательный опыт, мамы узнают больше о детском саде, о педагогах, режимных моментах. Мы в свою очередь узнаем родителей и делаем их своими сторонниками. Все это способствует благоприятному нахождению детей при поступлении в группу уже в качестве воспитанников.

Кротова М.В. – заведующий МДОУ д/с «Белочка» г.Тамбов

 
ЖуленковаДата: Понедельник, 28.12.2009, 21:23 | Сообщение # 12
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Репутация: 0
Статус: Offline
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако, эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком.
Живя в семье, ребёнок привыкает к опредёленным условиям. Когда он приходит в детский сад, многие условия его жизни резко изменяются: режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приёмы, характер общения и т.п. Ребёнок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, потому что он оторван от знакомой обстановки, родных лиц, привычного общения, а к этому добавляется и физиологический стресс, вызванный сменой привычного режима дня и условий воспитания. Безусловно, малыша нужно готовить к детскому саду заранее. В чём же конкретно должна заключаться эта подготовка, и что можно сделать, чтобы его адаптация прошла относительно безболезненно?
Осенью прошлого года в нашем учреждении открылась новая группа. Адаптационная группа кратковременного пребывания детей раннего возраста создана на базе МДОУ детского сада комбинированного вида № 45 «Буратино». Основной целью деятельности такой группы является обеспечение психолого-педагогическими услугами детей, а также консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения. Представленная модель образования способствует реализации преемственности в воспитании и обучении детей преддошкольного и дошкольного возраста. Группа создана на период с ноября по май включительно. Каждый понедельник и четверг в вечернее время наши педагоги и специалисты готовят малышей к поступлению в детский сад. Ведь многие родители на личном опыте убеждаются, как тяжело привыкает их малыш к новым условиям. Некоторые дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей – потребность в безопасности и защищённости.
Некоторые молодые родители считают: бессмысленно водить ребёнка на адаптационный период, потому что когда он поступит в основную группу – он всё равно будет устраивать истерики. И, совершенно, напрасно. Опираясь на результаты наблюдений за процессом социализации детей двухлетнего возраста можно сделать следующие выводы: дети, пришедшие в детский сад после посещения адаптационной группы, обладают более развитой предметной деятельностью, высокой познавательной активностью, по сравнению с домашними ребятами, могут разнообразнее и сосредоточеннее действовать с игрушками на протяжении достаточно продолжительного времени. Они с удовольствием совместно с взрослым берутся за решение предметных задач: собирать пирамидку, строить домик и т.д.
У детей групп кратковременного пребывания хорошо развиты коммуникативные навыки. Они легко вступают в контакт, в случае необходимости обращаются за помощью и достаточно быстро налаживают отношения с детьми, эти качества отмечали воспитатели, проводившие наблюдения за детьми в группах.
Открытие групп кратковременного пребывания и работа с семьей являются актуальными для многих дошкольных учреждений и позволяют добиваться следующих результатов:
- безболезненная адаптация детей к условиям ДОУ;
- осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста;
- повышение физического, психического, речевого уровня развития детей;
- формирование более тесного сотрудничества между родителями и дошкольным учреждением: участие родителей в делах группы, детского сада;
- повышение качества образовательных услуг, осуществляемых ДОУ.

С уважением, Жуленкова Е.В., заместитель заведующего МДОУ детским садом комбинированного вида № 45 «Буратино» г. Тамбова

 
НатаДата: Вторник, 29.12.2009, 08:53 | Сообщение # 13
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Егорчева Наталья Валерьевна, воспитатель МДОУ ЦРР - ДС №53 "Елочка"
Очень интересной инновационной формой дошкольного образования является семейный детский сад, в основе создания которого может быть многодетная семья. Семейный детский сад создается при образовательном учреждении, которое осуществляет психолого-педагогическую помощь в организации образовательного процесса. Такая форма дошкольного образования значительно меняет менталитет матерей, дает возможность их трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей, т.к. мама принимается на должность воспитателя и ей выплачивается заработная плата. Семейный детский сад дает возможность домашним детям получить более полное развитие вместе со своими сверстниками, позволяет сократить очередность в детские сады. К сожалению, данная форма дошкольного образования пока не получила своего развития в нашем городе.
Но опыт создания такой формы дошкольного образования уже есть, например, в Москве с января 2008 года открыто 178 семейных детских сада.
Современные экономические условия, социальный заказ семей делает дошкольное образование привлекательным для бизнеса. На сегодняшний день негосударственными формами ДО являются частные сады, услуги няни, гувернера, различных специалистов: психологов, логопедов.
Несформированность нормативно-правовой базы таких инновационных форм ДО сдерживает процесс их развития. Но сам факт их появления свидетельствует об изменениях, происходящих в системе образования.
 
СветлаяДата: Вторник, 29.12.2009, 09:11 | Сообщение # 14
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
В соответствии с поручениями, сформированными на заседании президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики от 4 августа 2006 г. (протокол №9), Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки были сформулированы приоритетные направления государственной политики в области дошкольного образования такие как обеспечение доступности и повышение качества дошкольного образования.
Если вернуться в недавнюю историю, то можно вспомнить, что в 2000 году Министерство образования РФ предложило для использования в работе ДОУ и других образовательных учреждений (школ, учреждений дополнительного образования и так далее) Программу развития новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях.
Сегодня в дошкольных учреждениях работают и активно открываются разные виды групп кратковременного пребывания детей, гибкий режим которых (от 2 до 5 раз в неделю, от 2 до 5 часов в день в зависимости от потребностей родителей) и содержание работы привлекают родителей. Видовое разнообразие групп позволяет родителям выбирать наиболее приемлемые образовательные маршруты для своих детей. Среди групп кратковременного пребывания особо выделяются такие, как: «Адаптационная группа» (от 2 до 3 лет), «Группа развития» (от 3 до 7 лет), «Особый ребенок» (от 2 до 7 лет), «Группа для детей с отклонениями в развитии» (от 2 до 7 лет), «Будущий первоклассник» (от 5 до 7 лет), «Групп для детей, у которых русский язык неродной».
Потребность в этих группах постоянно растет, так в 2007 году лишь в двух учреждениях нашего города (прогимназии «Радуга» и начальной школе – детском саду №53 «Елочка») функционировали группы кратковременного пребывания. Сегодня в городе Тамбове такие формы дошкольного образования открыты в 23 дошкольных учреждениях различного вида.
Коллективом нашего образовательного учреждения в 2008 году было проведено мини-исследование по изучению востребованности видов групп кратковременного пребывания в различных районах города. Результаты исследования показали, что самая востребованная — адаптационная группа (53%), группа «Будущий первоклассник» в рейтинге получила 2-е место (29%), третье место у группы «Играя, обучаюсь» (8%), дальше следуют «Особый ребенок» - 4%, «Группа развития» — 4%, «Группа выходного дня» — 2%.
Чтобы выявить, какие трудности и проблемы есть у групп кратковременного пребывания, было так же проведено анкетирование воспитателей и руководителей дошкольных учреждений. Оно показало, что большинство воспитателей обеспокоены содержательным компонентом образовательного процесса, они считают, что программно-методическое обеспечение ГКП разработано недостаточно и не охватывает всего их разнообразия и режимов деятельности.
Вместе с выявленными трудностями и противоречиями работа ГКП показала, что есть реальная возможность для сотрудничества ДОУ с разными категориями семей, обеспечивая доступность дошкольного образования, социальную адаптацию детей, подготовку их к школе, а также повышения престижа учреждения и рационального использования его внутренних ресурсов.
Группы кратковременного пребывания стали мостиком для внедрения новых инновационных форм дошкольного образования: консультативных пунктов, центров игровой поддержки детей, служб ранней помощи, лекотек, логопунктов.
Управленческая наука утверждает, что инновационный процесс можно рассматривать с позиции жизненного цикла, то есть каждое нововведение проходит определенные этапы: возникновение — освоение — диффузия (проникновение и распространение) — насыщение (освоение многими людьми) — рутинизация (достаточно длительное использование, становится обычным явлением) — финиш. Если инновационные формы дошкольного образования рассматривать с этой позиции, то ГКП находятся на стадии диффузии (проникновения и распространения), а такие новые формы, как консультативные пункты, центры игровой поддержки детей, лекотеки, службы ранней помощи и другие — в стадиях возникновения и освоения.
Однако уже сегодня с уверенностью можно утверждать, что система дошкольного образования с освоением новых ее форм становится качественно новой, она развивается, и перспективы ее развития определены — доступность, качество и равные возможности детям из различных категорий семей.

Добавлено (29.12.2009, 09:11)
---------------------------------------------
В соответствии с поручениями, сформированными на заседании президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики от 4 августа 2006 г. (протокол №9), Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки были сформулированы приоритетные направления государственной политики в области дошкольного образования такие как обеспечение доступности и повышение качества дошкольного образования.
Если вернуться в недавнюю историю, то можно вспомнить, что в 2000 году Министерство образования РФ предложило для использования в работе ДОУ и других образовательных учреждений (школ, учреждений дополнительного образования и так далее) Программу развития новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях.
Сегодня в дошкольных учреждениях работают и активно открываются разные виды групп кратковременного пребывания детей, гибкий режим которых (от 2 до 5 раз в неделю, от 2 до 5 часов в день в зависимости от потребностей родителей) и содержание работы привлекают родителей. Видовое разнообразие групп позволяет родителям выбирать наиболее приемлемые образовательные маршруты для своих детей. Среди групп кратковременного пребывания особо выделяются такие, как: «Адаптационная группа» (от 2 до 3 лет), «Группа развития» (от 3 до 7 лет), «Особый ребенок» (от 2 до 7 лет), «Группа для детей с отклонениями в развитии» (от 2 до 7 лет), «Будущий первоклассник» (от 5 до 7 лет), «Групп для детей, у которых русский язык неродной».
Потребность в этих группах постоянно растет, так в 2007 году лишь в двух учреждениях нашего города (прогимназии «Радуга» и начальной школе – детском саду №53 «Елочка») функционировали группы кратковременного пребывания. Сегодня в городе Тамбове такие формы дошкольного образования открыты в 23 дошкольных учреждениях различного вида.
Коллективом нашего образовательного учреждения в 2008 году было проведено мини-исследование по изучению востребованности видов групп кратковременного пребывания в различных районах города. Результаты исследования показали, что самая востребованная — адаптационная группа (53%), группа «Будущий первоклассник» в рейтинге получила 2-е место (29%), третье место у группы «Играя, обучаюсь» (8%), дальше следуют «Особый ребенок» - 4%, «Группа развития» — 4%, «Группа выходного дня» — 2%.
Чтобы выявить, какие трудности и проблемы есть у групп кратковременного пребывания, было так же проведено анкетирование воспитателей и руководителей дошкольных учреждений. Оно показало, что большинство воспитателей обеспокоены содержательным компонентом образовательного процесса, они считают, что программно-методическое обеспечение ГКП разработано недостаточно и не охватывает всего их разнообразия и режимов деятельности.
Вместе с выявленными трудностями и противоречиями работа ГКП показала, что есть реальная возможность для сотрудничества ДОУ с разными категориями семей, обеспечивая доступность дошкольного образования, социальную адаптацию детей, подготовку их к школе, а также повышения престижа учреждения и рационального использования его внутренних ресурсов.
Группы кратковременного пребывания стали мостиком для внедрения новых инновационных форм дошкольного образования: консультативных пунктов, центров игровой поддержки детей, служб ранней помощи, лекотек, логопунктов.
Управленческая наука утверждает, что инновационный процесс можно рассматривать с позиции жизненного цикла, то есть каждое нововведение проходит определенные этапы: возникновение — освоение — диффузия (проникновение и распространение) — насыщение (освоение многими людьми) — рутинизация (достаточно длительное использование, становится обычным явлением) — финиш. Если инновационные формы дошкольного образования рассматривать с этой позиции, то ГКП находятся на стадии диффузии (проникновения и распространения), а такие новые формы, как консультативные пункты, центры игровой поддержки детей, лекотеки, службы ранней помощи и другие — в стадиях возникновения и освоения.
Однако уже сегодня с уверенностью можно утверждать, что система дошкольного образования с освоением новых ее форм становится качественно новой, она развивается, и перспективы ее развития определены — доступность, качество и равные возможности детям из различных категорий семей.
С уважением Любимова Светлана Викторовна, заведующий МДОУ центром развития ребенка - детским садом №53 "Елочка" г.Тамбов

 
ИришкаДата: Вторник, 29.12.2009, 09:39 | Сообщение # 15
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Коретникова Ирина Викторовна, воспитатель МДОУ ЦРР - ДС №53 "Елочка" г.Тамбов

Нововведением, стало внедрение в практику идей интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками. Это позволяет расширить охват детей необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой. С целью реализации идей интегрированного воспитания и обучения в учреждениях создаются службы ранней помощи, лекотеки.
Деятельность службы ранней помощи направлена на психолого-педагогическую и социальную поддержку семей, имеющих детей с нарушениями в развитии, не посещающих образовательные учреждения.
Лекотека (от шведского leco — игрушка и греческого theke — хранилище) создается для детей, которые не могут посещать образовательное учреждение по состоянию здоровья или развития и нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
На сегодняшний день, в соответствии с новым Положением о дошкольном образовательном учреждении (Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 №666), интегрированное воспитание и обучение определенных категорий воспитанников могут осуществлять лишь ДОУ комбинированного и компенсирующего вида. Для ДОУ других видов, например, центра развития ребенка, инновационной формой организации коррекционно-педагогической работы является логопункт.
Логопедический пункт в ДОУ организуется для оказания коррекционной помощи детям в возрасте от 3,5 лет до 7 лет имеющим нарушения в речевом развитии в условиях видового разнообразия ДОУ.
Время не стоит на месте, проблема организации работы с детьми-инвалидами так же требует своего решения. И, может быть, в скором времени будет обозначен новый инновационный вид ДОУ — детский сад инклюзивного образования.

 
Форум » Тематические форумы » Современные модели дошкольного образования » Современные модели дошкольного образования
Страница 1 из 6123456»
Поиск:

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz